Редакция

Армен Тер-Месропян

Редакция
Армен Тер-Месропян

- Чем отличаются фотографы от обычных людей?

- Фотограф обычный человек, не стоит его бояться. Только под словом "полтинник", обычный человек представляет себе купюру достоинством 50 рублей, а фотограф-объектив. Вот и все.

- Вы застали такую легенду армянского фоторепортажа как Немрут Багдасарян, расскажите о нем.

- Мне повезло, я застал многих легенд советской фотографии. В том числе и великого мастера светописи, Немрута Багдасаряна. Первый раз я его увидел на площади во время очередного парада, и среди всех коллег он резко отличался своим видом - высокий, статный, симпатичный человек с фотоаппаратом, а потом я узнал что это и есть легендарный, Немрут. А спустя какое-то время я познакомился с его старшим сыном,тоже легендой армянской фотографии, с Гербертом Багдасаряном, а позже с младшим сыном, с Меликом Багасаряном. Герберта к сожалению нет в живых, а с Меликом мы дружим по сей день, и я очень рад что его сыновья продолжают дело своего деда. Прекрасная фотографическая династия.

- Вы начали карьеру в восьмидесятые, какими они были в Ереване?

- Спасибо за комплимент, но я начал свою трудовую деятельность в конце 70 х.
У меня нет какое-то особое отношения и ностальгия за старые,"добрые",времена.
Каждое время имеет свои прелести. Для каждого человека самое лучшее время в жизни, это конечно молодые годы, это то время когда появляется первая сигарета,первый бокал пиво,первый поцелуй,первый раз за рулем соседского Запорожца, и так далее. Но для меня самое лучшее время,это мое детство,до школы. Я часто вспоминаю то время.
А мои молодые годы,как раз конец 70-х, 80-е,90-е ,это одна работа. Работа,работа,работа.У меня не было времени жить.Многие мои друзья обижались что я себе отдаю своей работе а не сижу с ними где-то и не пью пиво.У меня и нормальной личной жизни не было,я до сих пор женат на своей профессии.

- Фотография Лусине Закарян много лет ходит по интернету, а ведь ее сняли Вы. Часто ли приходится вот так наблюдать свои работы без подписи?

- Это женщина была Божественное создание. Для меня тогда была фантастическая честь фотографировать людей такого уровня. У меня в интернете скачано по разным причинам несколько десятков тысяч фотографии.может и сотни тысяч фото.Следить за ними очень сложно.Но пару раз поймал когда люди в соц сетях скачивают мои фото и подают за свои.Бывало и другое,есть люди просто у себя создают альбом с моими фото и пишут что это фото Армена Тер-Месропяна.

-Трудно было адаптироваться в Москве? 

- В Москве я уже больше 30 и лет. Конечно пока тут не живешь, просто приезжать в Москву просто хорошо, и тем более всего на несколько дней. Но когда уже надо здесь жить, это другое. Если честно то до сих пор я наверно не адаптировался. Просто проживаю, потому что это родной город моего сына. Но когда бываю в командировках, то по Москве скучаю.
Трудно было в творческом плане. После яркой, гористой, Сарьяновской Армении, снимать российский пейзаж мне было очень трудно. Но я быстро понял что главный аромат,в российском пейзаже, это вода.И если найти хорошую речку,или любой водоем, то можно снимать прекрасный пейзаж.

- Говорят, фотографы не дружат, но насколько мне известно, в Ереване было исключение?

- Так как фотография слишком молодая профессия, то у фотографов нет солидарности, как у врачей и у других профессии и очень сложно найти друзей. Но так как я с детство люблю дружить то у меня это получилось. С начало когда я пришел в армянскую прессу у меня первые друзья, это Амаяк Севоян, Микаэл Калантар, Рубен Атаян, Тигран Пашаян, Мелик Багдасарян, они все старше меня и я мечтал найти друга-коллегу моего ровесника.А тогда моего возраста ребят не было в прессе, и спустя годы я на съемках совершенно случайно познакомился с парнем, который вроде мой ровесник, почти с моих краев, оказалось несколько общих друзей, даже телефонные номера были похоже,(домашний телефон, тогда ещё не были мобильные телефоны и ни кто не знал что такое когда-то появится).После съемки мы сходили в Дом Журналистов Еревана попить кофе. Этим парнем оказался, Рубен Мангасарян. Тогда я работал в редакции газеты, Коммунист, а Рубен работал в Телевидения. Потом я перешел в АПН, и старался привлечь моего нового друга в мои АПН-овские дела. А после как я переехал в Москву, свое место оставил Рубику. .Это было очень сложно но ради друга я за это место боролся. Поэтому, Рубик меня и называл Ледокол. После того как я переехал в Москву в Ереване появился, молодой и очень талантливый фотограф, Карен Карташян. Они с Рубиком дружили, а потом когда Карен переехал в Москву мы стали с ним дружить. Скажу честно с Кареном сложно было не дружить. И когда Рубик презжал по своим делам в Москву, то мы всегда втроем собирались, обсуждали свои дела, новую технику, мечтали о каких-то творческих планах. Но в 2006 году умер, Карен, а спустя не полных три года в 2009 году, умер, Рубен. Из этой тройки я, самый старший остался один. Это очень больно. Очень мне не хватает ребят. Мы все были очень разные люди,у нас у каждого были свои друзья. Но когда мы собирались втроем, то мы превратились в одно целое.

- Вы чувствуете как изменилось время?

- Время не меняется. И люди не меняются. Это мы взрослеем и на жизнь смотрим уже более зрелым взглядом и по этому кажется что что-то поменялось.

- Как Вы считаете, как отличается новое, несоветское поколение?

- Я не люблю когда людей делят на женщин и мужчин, на стариков и молодых, это хороший повод для интриг и конфликтов.
Молодежь, она всегда молодежь. В свои молодые годы я был просто ужасным молодым человеком. Для некоторых просто невыносимым, а другие за это меня любили и уважали. И сейчас я такой же молодой человек, только чисто визуально многие молодые люди этого не понимают. Пару лет назад я случайно на улице встретил одного своего одноклассника, на вид такой серьезный дядя, он начал что-то про очень серьезное но я смог стрелку перевести на наше школьное детство, мы с ним учились до третьего класса и после этого не виделись. Спустя меньше часа стояли два старца на вид но очень веселые ребята. К нам подошел один молодой парень и восторженно сказал, "Ой деды, вы супер! Дай Бог Вам долгих лет жизни!". И пошел дальше

- В последние годы Вы отсняли, наверное, все храмы Армении. Расскажите о наиболее запомнившихся поездках.

Последний раз я был в Армении в 20016 году,всего на всего у меня было 25 дней с днями прилета и отлета.Но по возможности поездил по родной Армении.Многие маршруты за ранее продумал мой старший брат,художник, Тадевос Тер-Месропян, который прекрасный знаток истории искусство Армении.С таким спутником ездить,это одно удовольствие.Я снимал все во круг,а брат снимал меня.Он с моего рождения любит меня фотографировать.Все таки на 14 лет он старше меня. Мне очень сложно выделять какой то отдельный храм в Армении.Они все прекрасны. С детство обожаю,храм Рипсиме в Вагаршапате. Этот храм наверно самый красивый христианский храм в мире. Ещё в 2012 году я для себя открыл Храм Кармраванк,Сурб Казар.(Св.Лазарь).V-VI в.рядом с селом, Сарнахпюр в Шираке. Вообще армянская церковная архитектура, это что-то невероятно потрясающее. .У меня как-то спросили: "Как часто я скучаю по Армении?".
На что я ответил: "Когда в аэропорту, "Звартноц" города Еревана, самолет меня везет к взлетно-посадочной полосе и вот,вот меня увезет далеко,далеко от Армении, то с этой секунды я начинаю скучать по родной Армении до следующего приезда".

Беседовала @НаринЭ