0
0
 
 

В начале XIX века композитор и теоретик музыки А. Лимонджян вводит в практику новую армянскую нотопись, с помощью которой были записаны произведений духовной музыки и музыкальной фольклора. Начавшаяся со второй половины XIX века под влиянием освободительных идей России национальная и социальная борьба в Армении вызвала подъем общественной мысли, развитие новой национальной литературы, театра и музыки. Возрождается армянская музыкально-общественная жизнь также в крупных центрах Закавказья и Турции, где проживало много армян. Создаются армянские музыкальные общества, ведущие музыкально-просветительскую работу. Распространяются рукописные, а также печатные песенники (один из первых — «Национальный песенник армян» Р. Патканяна, 1856, Санкт-Петербург), появляются учебники по музыкальной грамоте и теории музыки Н. Ташчяна (1878), Венецианских мхитаристов (1882) и др. Возникает муз. периодика: «Кнар аревелян» («Восточная лира») А. Ованесяна и Г. Ераняна (с 1857), «Кнар айкакан» («Армянская лира») Ераняна и Ташчяна, затем — с участием Т. Чухаджяна (с 1861), «Нвагк айкаканк» («Армянские песни») Е. Тнтесяна (с 1879, все — в Константинополе). Статьи по вопросам музыки печатаются в крупнейших армянских периодич. изданиях различных городов (Эчмиадзин, Тбилиси, Баку, Венеция, Вена. Париж и др.).

Значительную роль в развитии армянской музыкальной культуры сыграли московский Лазаревский институт (1815), школа Нерсесян (1824, Тбилиси), Геворкская семинария (1874, Эчмиадзин). Многие армяне получили образование в музыкальном училище при отделении Русского музыкального общества в Тбилиси (1878). Налаживается концертная жизнь. Наряду с активизацией народных исполнителей (объединения ашугов, исполнителей на дудуке, таре, каманче, народных певцов) появляются первые музыканты, окончившие русские и зарубежные консерватории, создаются различные инструментальные ансамбли и небольшие симф. оркестры (оркестр при обществе «Кнар айкакан», оркестр Синаняна, 1888). Развиваются жанры сольной, хоровой песни, романса в творчестве Н. Ташчяна, Г. Ераняна, Е. Тнтесяна, Т. Чухаджяна, Г. О. Корганова, инстр. музыки (Корганов, Чухаджян). Песни патриотич. содержания широко использовались в драматическом театре (в 1863 в Тбилиси изданы песни Г. Абовяна). С середины XIX века армянская музыка входит в тесное соприкосновение с прогрессивной русской музыкальной культурой и начинает развиваться под воздействием ее реалистической и демократической традиций, при непосредственной помощи мастеров русского музыкального искусства.

В 1868 году была написана первая армянская опера «Аршак II» Тиграна Чухаджяна (поставлена целиком в 1945 году, Ереван) на историко-патриотический сюжет, затем его же оперы «Земире» и «Индиана» и пять оперетт, в том числе популярная «Леблебиджи» (с 1878 года оперетты ставил С. Бенклян, организатор первой на Ближнем Востоке постоянно действующей профессиональной опереточной труппы). Реакционный режим турецкого султана Абдул-Хамида II приостановил рост профессиональной музыки в Западной Армении (начавшийся в 60-х годах).

В Восточной Армении с 80-х годов XIX века происходит интенсивное собирание и обрабатывание народных песен (X. Кара-Мурза, М.Г. Екмалян и H.P. Тигранян). Организуются народные хоры (Кара-Мурза), распространяющие в армянском быту многоголосье. Классические образцы армянской вокальной музыки на основе разработки народного материала создает Комитас. В его творчестве, на уровне современной ему композиторской техники, разрешается принципиально важная задача создания национально-самобытного музыкального стиля; результаты его многосторонней музыкально-этнографической, научной, творческой и исполнительской деятельности определяют пути дальнейшего развития всей армянской музыки.

Произведения Александра Спендиарова закладывают основу национальной классической симфонической и вокально-симфонической музыки (сюиты «Крымские эскизы» — 1903 и 1912, симфоническая картина «Три пальмы» — 1905). В области романса плодотворно работал Р.О. Меликян («Осенние строки»). Новое стилистическое направление в армянском музыкальном театре открыла опера Армена Тиграняна «Ануш» (либретто автора по поэме Ованеса Туманяна, поставлена в 1912), основанная на народном музыкальном языке. Тогда же Азат Манукян создал первые армянские детские оперы «Конец зла» (1912, по О. Туманяну). В предреволюционный период начали творческую деятельность и другие армянские композиторы: Сюни (Г.О. Мирзоян), A.С. Маилян, С.В. Бархударян, А.Г. Тер-Гевондян, Е. Багдасарян, Д.А. Казарян, М. Мирзаян.

Армянское музыковедение этого времени связано главным образом с теоретическим осмыслением народной и средневековой профессиональной музыки, ее национальных традиций, самобытности (Комитас, В.Д. Корганов, Е. Тнтесян и др.). В области собирания народной музыки работал также С.А. Меликян, один из организаторов тбилисского Армянского музыкального общества (1912).

Армянское искусство до Октябрьской революции представляли: певцы — семья Корганянов (Коргановых) — Ованес (Иван), Константин (псевдоним — Терский), Нунэ (псевдоним — Нина Дариали), Егине (Елена Терян-Корганова), Мария (Мария Светаде); Н.А. Папаян, М.А. Бабаян, А.С. Шахмурадян, Т.О. Налбандян, Б. Амирджан; скрипачи — Д.Г. Давтян, И.Р. Налбандян; пианисты — К. Микули, С. Элмасян, сестры Адамян; дирижер А. Асланов и др.