Ani Unreal*: как погулять по давно разрушенному городу

Ani Unreal*: как погулять по давно разрушенному городу

Ani Unreal* ― это проект по реконструкции разрушенного города Ани, который во времена Багратидов был процветающей столицей Армянского царства. Сейчас Ани находится на территории Турции, и его руины в плачевном состоянии, но Ani Unreal* позволяет «вернуться в прошлое» и посмотреть на город в эпоху его расцвета. Для этой статьи мы поговорили с Анри Гюлояном, инициатором и автором проекта.

Смбатовы стены в Ани, наши дни. Фото: flickr.com

3D реконструкция Смбатовых стен, сделанная Ani Unreal*.

Город Ани

Руины города Ани находятся в провинции Карс современной Турции (регион Ширак Великой Армении). В годы расцвета ― в конце X – начале XI века ― Ани был столицей царства Багратидов. Это был богатый и хорошо укрепленный город, центр торговли, архитектуры и ремесел — наравне с другими большими городами Средневековья.

Расположение города было выгодным: треугольный мыс, на котором он стоял, с двух сторон окружен ущельями и реками. С третьей стороны от врагов защищали двойные городские стены.

Город Ани впервые упоминают историки V века. Долгое время им правил нахарарский род Камсараканов, а в VIII веке весь регион Ширак вместе с городом Ани выкупил князь Ашот Мсакер Багратуни.

В 961 году Багратиды перенесли царскую резиденцию из Карса в Ани, и город стал столицей. Начался его золотой век, в который было построено большинство главных зданий. По разным оценкам в X веке городе могло жить от 100 до 200 тысяч человек, что сравнимо с численностью жителей Константинополя той эпохи.

Однако спокойствие оказалось недолгим: в 1045 году Ани перешел под контроль Византии, потом, в 1062, его захватили турки-сельджуки. Еще раз, в 1199 году, он возвращался под армянское управление, но долго оно не продлилось: город снова захватили, на этот раз монголы. А в 1319 году произошло землетрясение ― после него город оказался почти полностью разрушен, и людей в нем практически не осталось.

Вид на руины города Ани. Видны городские стены. Фото: sunhome.ru

В XVIII веке Ани был просто развалинами на территории Османской Империи. В XIX он оказался под властью Российской империи. В 1892–1916 годах Николай Марр, российский историк и археолог, вместе с армянскими специалистами проводил обширные раскопки на территории, но в 1918 году в Ани снова вторглись турецкие войска. Множество найденных экспонатов было уничтожено, часть из них удалось спасти и перевезти в Армению и Россию. В октябре 1920 года без согласия армянской стороны Ани был окончательно отдан Турции.

Ani Unreal*

Мы поговорили с Анри Гюлояном, инициатором и автором проекта Ani Unreal*.

Расскажите о проекте: что вы делаете, зачем и для кого?

Мы хотим исполнить мечту многих армян, пытаясь создать возможность посещения древнего армянского города Ани во времена, когда он являлся жемчужиной Армянского нагорья. Дать возможность увидеть или представить времена своих предков: какой они вели быт, во что были одеты, что делали, как говорили.

Читая историю о государстве эпохи армянской династии Багратуни и городе Ани, узнавая всё больше вау фактов, я понимал, что несправедливо, что о нём никто не знает! И это притом, что он являлся одним из трёх городов того времени (Париж, Константинополь, Ани) с населением более 150 тысяч человек. Или другой интереснейший факт: Ани, будучи торговым, богатым и густонаселенным городом, вероятно, является местом зарождения или формирования готики как архитектурного стиля, который позднее пришел в Европу и продолжал формироваться, пока не превратился в то, что мы сейчас знаем как готику.

Невероятные способы обработки камня, облицовки стен, инженерные решения для создания огромных храмов, богато украшенные дворцы, водопровод, проложенный еще с самого основания города в V веке, подземный пещерный город выстроенный под основным городом — всё это Ани.

Откуда взялась такая идея?

Идея создания проекта долго была у меня в мыслях, а учитывая набор моих навыков и знаний, мне казалось, что я обязан это начать. Однажды, летя в Ереван, мы не могли сесть из-за густого тумана и тогда пилот принял решение развернуться и сесть в Эрзеруме (Кари́н (арм. Կարին)), оттуда до Карса и до Ани как рукой подать. Мне пришлось самостоятельно добираться на машине до Армении, увидеть Эрзерум, Карс, побывать в районе Ани, и тогда я понял, что пора начинать.

Я начинал проект один, хотел восстановить главные ворота и стены города Ани, затем ушёл в детали и подумал: «было бы круто здесь погулять!»

Вход в пещеры в Ани. Фото: web.archive.org

Какая у вас команда? Как строится работа?

Команда у меня достаточно «разношерстная» в плане географии, но в основном — архитекторы и дизайнеры, и так же есть исследователи, искусствоведы и геймдизайнеры.

Мы работаем, используя онлайн доски. На них мы «пинним» собранные изображения и тексты, подписываем детали, и там я распределяю задания. Весь прогресс, накопленная информация, книги и 3D мы собираем в облаке.

Работа по восстановлению действительно огромная и поэтому мы стараемся сосредоточить наши усилия на одном, чтобы не распыляться на все задачи разом.

Какая последовательность действий при работе со зданием. Насколько это технически сложно?

Всё зависит от того, насколько детально нужно и возможно смоделировать здания. Первый шаг — это его габариты в плане, в зависимости от того, остались ли целые руины или только фундамент, последовательность действий отличается.

Если мы говорим про восстановление существующих башен, тот тут на помощь приходят спутниковые снимки, обмеры, и конечно огромное количество фотографий. Как архитекторы мы принимаемся моделить объём, расставлять этажи, учитывая пропорции, искать место, где стояли лестницы, окна и так далее. Логика построения многих зданий начинает проясняться по ходу, (разгадывая замысел архитекторов и строителей того времени), и, когда ты её нащупаешь, то становится легче и понятнее работать дальше.

А что делать, если что-то не сохранилось совсем? Ведь это планируется 3D «ходилка», собираетесь ли вы его додумывать полностью по аналогии с другими зданиями?

Если от здания почти ничего не осталось, то тут приходится использовать процедурную генерацию, для которой мы сейчас создаём библиотеки. По сути, эти библиотеки — это набор архитектурных элементов, а скрипт генерирует разные варианты объёмов по размеру и наполнению в зависимости от назначения и зоны, после этого начинается работа архитекторов и дизайнеров.

Какая ваша любимая часть работы?

Наполнять помещения и улицы информацией, деталями и проп объектами. Мне нравится видеть, как пространство начинает оживать.

Вид на реку Ахурян из Ани. Фото из открытых источников

Как выглядит реконструкция

На материале спутниковых снимков и исторических данных с использованием сетки высот и изменения контрастности в рамках Ani Unreal* был восстановлен план города. Это помогает лучше понять, на какие сегменты и кварталы он делился. 

План города, восстановленный Ani Unreal*.

Дорога в Ани. С двух сторон видны фундаменты зданий. Фото из открытых источников.

В средневековых городах в центре чаще всего располагалась цитадель, а вокруг, снаружи от крепости, селились обычные люди. В случае опасности они могли укрыться за стенами. Так было и в Ани: сначала существовала только одна цитадель. Она стояла на плоской вершине холма, окруженная крепостными стенами. Ее датируют VII веком — временем правления Камсараканов. За время правления Багратидов в Ани построили еще два ряда крепостных стен. Внешние ― стены царя Смбата II ― до сих пор одна из самых впечатляющих конструкций в городе. Стены Смбата были первым городским объектом, реконструированным Ani Unreal*.

Вот как выглядят стены Ани сейчас:

Фото: wikimedia.org

А вот как эти объемы достраивают с помощью 3D моделирования:

Главные ворота города еще называют львиными из-за барельефа с изображением льва. От них дорога, по-видимому, вела через весь город прямо ко входу в цитадель. Сейчас львиные ворота выглядят так:

Фото из открытых источников.

А вот так проходит работа над их 3D реконструкцией. Можно увидеть, как обрабатывают мелкие детали:

Фонд по Изучению Армянской Культуры (RAA)

Ani Unreal* сотрудничает с проектом реконструкции храмов Ани Фонда по Изучению Армянской Культуры (RAA). Ниже можно увидеть одну из моделей, созданных командой RAA ― реконструкцию храма Гагкашен, построенного при царе Гагике I.

Средневековый армянский историк Степанос Асогик писал, что царь Гагик I хотел построить собор, похожий планом и размером на главный храм Вагаршапата. В тот момент это был Звартноц ― «Храм бдящих ангелов» ― огромный и знаменитый храм, разрушенный землетрясением в X веке. Сейчас его руины можно увидеть рядом с Эчмиадзином (о том, как нашли руины Звартноца мы писали подробнее).

Руины храма Гагкашен. Фото: wikimedia.org

Реконструкция Гагкашена работы Паргева Франкяна (RAA). Фото: raa-am.org

Вот так, благодаря 3D реконструкции становится возможно восстановить внешний облик зданий давно разрушенного, но необычайно важного для армянской и мировой культуры города. А скоро по средневековому Ани можно будет погулять почти совсем по-настоящему.

Следить за развитием проекта Ani Unreal* в телеграм-канале: aniunreal

Реконструкции других храмов города Ани можно увидеть на сайте RAA: raa-am.org

* © Anri Gyuloyan, 2023


Источники:

На обложке: Карсовы ворота, Ани. Фото:
Н.Я. Марр — «Ани. Книжная история города и раскопки на месте городища»
Альбом к 1050-летию объявления Ани столицей Армении
raa-am.org

Ani Unreal*: как погулять по давно разрушенному городу