Эдгар Акобян: «Скрипка умеет разговаривать»

Эдгар Акобян: «Скрипка умеет разговаривать»

Эдгар Акобян — знаменитый скрипач, композитор и музыкальный продюсер. В интервью Армянскому музею Москвы он рассказывает о нынешних проектах и планах на будущее, предстоящем концерте в Москве и современной сцене. 

Маргарита Мкртычева: Эдгар, как вы впервые соприкоснулись с музыкой? 

Эдгар Акобян: Это случилось благодаря маме. Она занималась хоровым дирижированием. Я с детства любил слушать музыку. Если размышлять, почему именно скрипка — она понравилась мне как инструмент. До поры до времени нравилась, потом наступил такой возраст, когда хотелось бегать, гулять, но никак не заниматься музыкой. Скрипка требует очень много усилий и времени. Я думаю, если бы каждый человек занимался своим делом хотя бы половину того времени, которое необходимо уделять занятиям на скрипке, то смог бы стать легендой в ремесле. Есть известная фраза Святослава Рихтера: «Если я не занимаюсь один день, это чувствую я, если два дня — это слышит оркестр, три дня — слышит публика».

ММ: Какое место музыка занимает в вашей повседневной жизни?

ЭА: С 2016 года я активно начал заниматься продюсированием. За это время удалось выпустить много проектов: это большие ледовые шоу олимпийской чемпионки Татьяны Навки:  «Аленький цветочек»‎, «Лебединое озеро». Из-за подготовки больших проектов мне надо всё время слушать материалы. Они очень разные,  начиная от классики, заканчивая популярной современной музыкой. Нужно постоянно быть в курсе, что сейчас происходит в музыкальной индустрии, что выпускают. В машине я всегда езжу без музыки, не слушаю  радио. Это можно сравнить с тем, как вы слушаете разные ароматы парфюмов. Любой, даже самый красивый аромат, нужно сменить запахом кофейных зерен, чтобы освежить рецепторы.

ММ: Вы большую часть дня проводите с музыкой или в тишине?

ЭА: С музыкой, но я считаю, что лучший звук — это тишина.

ММ: Расскажите о самом запоминающемся моменте в вашей карьере? 

ЭА: Моя музыкальная карьера начиналась с 16 лет, а с 18 я начал активно ездить по концертам. С тех пор каждый раз это какая-то запоминающаяся история. Их много, все не перечислить. Мои бесконечные туры по Италии, 6-летнее сотрудничество с Любовью Успенской, запись в первом альбоме Михаила Шуфутинского, закрытие универсиады и передача флага в Казани, в Китайском городе Шэньчжэнь. Кроме этого, у меня в жизни было много концертов на больших площадках, стадионах. Мне посчастливилось играть для большой аудитории, а это всегда большая энергетика. И это вдохновляет. 

ММ: Мы говорим как раз в преддверии вашего большого сольного концерта в Москве. Есть ли у вас какие-то ожидания относительно этого? 

ЭА: Ожидания должны быть у зрителей. Я очень долгое время не делал концерт, планировал, но никак не мог осуществить из-за других проектов. Я любитель проводить концерт в ноябре, потому что у меня день рождения в этом месяце, к тому же, близится Новый год. Весь следующий год я проведу в туре по городам России. 

К сожалению, у скрипачей нет большой конкуренции. Я не говорю о классическом мире, поскольку не отношу себя к классическим музыкантам. Я считаю себя и подобных мне артистов неким мостиком, проводником между слушателем и классической музыкой. Часто говорят: «Мы услышали вас, скрипка так увлекла, начали интересоваться классической музыкой». Хотелось бы, чтобы больше людей этим занимались, делали смелые шаги. 

ММ: Что вы можете посоветовать молодым исполнителям? 

ЭА: Посоветую быть смелее. Мне всегда нравилось импровизировать, хотя учителя были против. Не хочу обидеть никого из коллег, но иногда, если убрать ноты, то человек остается беззащитным. Нужно быть смелее и стараться привнести что-то новое. Сейчас один повторяет другого, я не вижу в этом смысла. Поэтому, наверное, я не играю классику. Уже были исполнители, которые сделали это гениально, пытаться повторить за ними просто бессмысленно.

МА: Расскажите о вашем опыте написании музыки для кино.

ЭА: Сейчас мы с командой работаем как музыкальный продакшн, в год мы выпускаем 20-30 картин. Это производство, местами нужно попадать в дедлайн, работать быстро и много. Много фильмов в производстве, даже не успеваю следить за всеми работами, в которых появляюсь. 

МА: Насколько остается в таком режиме место для творчества? 

ЭА: Творчество всегда остается, потому что что-то должно вдохновить. Да, надо быстро сдавать проекты, но над этим работает целый штат аранжировщиков и композиторов. Что-то пишется по опыту, что-то по вдохновению. 

Работы, которые я считаю талантливыми — произведения моего друга, известного армянского музыканта Айко Акопяна. Его, к сожалению, с недавних пор нет с нами. Он — композитор и певец, представлял Армению на Евровидении в 2007 году, написал очень много музыки для кино. Он создал саундтрек к фильму режиссера Сарика Андреасяна “Землетрясение”, мне посчастливилось там сыграть партию скрипки. Часто слышу как скрипачи исполняют эту партию, мне очень нравится.  

МА: Есть ли в этой связи планы на ближайшее будущее? 

ЭА: В планах сейчас активно заниматься производством музыки. Мы снимаем фильм о фигурном катании, о противостоянии разных школ. Это моя первая работа, в которой я выступаю не только как музыкальный продюсер, но в принципе как продюсер.

В центре сюжета разные спортивные школы, истории о том, что приходится пережить спортсменам с раннего детства. Такой фильм можно снять о любой профессии, о музыке тоже, конечно. Много сложностей: только год скрипачам «ставят» руки. 

ММ: Расскажите, следите ли вы за армянской сценой? 

ЭА: Восхищаюсь Тиграном Амасяном. У меня нет каких-то кумиров, не могу сказать, что я его фанат, но мне очень нравится его исполнение. В Армении много талантливых музыкантом, страна богата талантами. Я восхищаюсь своим другом, Айко. Несмотря на то, что его нет, есть его музыка. Каждый день я слышу ее или играю, поэтому, я думаю, что этот человек всегда есть. Так побеждают время и остаются навсегда.

Если говорить о композиторах, творчество которых сыграло огромную роль в становлении армянской музыкальной школы, то это, безусловно, Арам Хачатурян, Арно Бабаджанян, Микаэл Таривердиев, Армен Тигранян. Армянская школа всегда отличалась своей самобытностью, своими именами. Поэтому, конечно же, это легендарные люди.

ММ: Вы выступали в Армении?

ЭА: Да, я много раз выступал. Это были ледовые шоу с олимпийским чемпионом Евгением Плющенко, концерты с Любовью Успенской, участвовал в концертах Айко. Отдельного большого сольного концерта пока не было. Я родился в Ереване, я все получил в Армении, Ереван — это мой дом, моя родина. Конечно, хотелось бы выступить там. 

ММ: Армянская аудитория отличается от российской? 

ЭА: Аудитория в Санкт-Петербурге отличается от аудитории в Москве. В Казани совсем другая аудитория. Любая аудитория для меня родная. В Армении всегда трепетно выступать. Потому что в этом месте прошли детство и юношество. Всегда аудитория желанна, именно она делает артиста. 

ММ: Почему стоит посетить ваш концерт?

ЭА: Во-первых, это инструментальная музыка, должно быть интересно и для тех, кто ей увлекается и для тех, кто никогда не обращал внимания на подобные жанры. Например, для людей, которые воспринимают только песенную музыку. Это будет нечто совершенно другое. Во-вторых, скрипка умеет разговаривать. Уверен, будет отличная энергетика, это будет откровение, признание, в хорошем смысле этого слова.  

 
 

Беседовала Маргарита Мкртычева, искусствовед, редактор Армянского музея

Эдгар Акобян: «Скрипка умеет разговаривать»