Победа Македонского в Киликии: битва при Иссе на полотнах мировых художников

Победа Македонского в Киликии: битва при Иссе на полотнах мировых художников

В Армении более двух столетий господствовали древние персы. Все изменилось в 331 году до нашей эры, когда Александр Македонский разгромил Дария III под Гавгамелами, после чего империя Ахеменидов перестала существовать. Предшествовала легендарному сражению битва при киликийском городе Иссе 333 года до нашей эры, в которой персидский царь был побежден великим полководцем. Редакция Армянского музея Москвы рассказывает, как присоединение Киликии македонским правителем отразилось в искусстве.

Роль армянского войска в сражении при Иссе

Мнения историков о численности войск расходятся. По различным данным, у Александра было около 35 тысяч пехоты и пять конницы. У Дария – от 250 до 600 тысяч, что вызывает сомнения многих современных исследователей. В ходе первой атаки Македонский с такой силой ворвался в линию неприятеля, что тот начал уступать. В итоге Дарий бежал с поля битвы. В армии персов началась паника: всадники в страхе давили своих же пехотинцев, пытаясь спастись. Потери оказались огромными: земля буквально была усеяна умирающими.

Солдаты Александра принялись грабить бежавших персов. «Македоняне тогда впервые научились ценить золото, серебро, женщин, вкусили прелесть варварского образа жизни и, точно псы, почуявшие след, торопились разыскать и захватить все богатства персов», – писал древнегреческий историк Плутарх. Тем временем Македонский пытался нагнать Дария, но безуспешно. Впрочем, правителям еще предстоит встретиться через два года в решающей битве. После сражения в Киликии полководец взял в плен мать, жену и детей Дария. На старшей дочери персидского правителя Статире Александр впоследствии женился.

Шарль Лебрен. «Семья Дария перед Александром», 1660. Версальский дворец

Шарль Лебрен. «Семья Дария перед Александром», 1660. Версальский дворец

На стороне Дария сражались армянские воины, и некоторые древние историки отмечали, что именно благодаря оказанному ими сопротивлению персидский царь смог сбежать. Среди них – наследственный сатрап и царь Армении (336-331 гг. до н.э.) Ерванд II. А вот его сын Михран с 334 года до нашей эры воевал на стороне Македонского. После окончательной победы над Дарием (331 г. до н.э.) и, следовательно, завершения ахеменидской эпохи Александр назначил Михрана македонским сатрапом Армении.

Победа Македонского при Иссе в изобразительном искусстве

Александрова мозаика

Битву, после которой Александр покорил Сирию, Палестину и Египет, изображали как античные мастера, так и известные во всем мире европейские художники. В Помпеях в 1831 году была найдена одна из наиболее узнаваемых древних мозаик, украшавшая пол в Доме Фавна. Битва при Иссе, или Александрова мозаика датируется приблизительно 100 годом до нашей эры и является копией картины IV века до нашей эры. На ней изображен ключевой момент сражения, когда армия Дария обращается в бегство. Впрочем, существует версия, что мозаика повествует о битве при Гавгамелах.

Александрова мозаика, I в. до н.э. Национальный археологический музей, Неаполь

Александрова мозаика, I в. до н.э. Национальный археологический музей, Неаполь

Сидонский саркофаг

Всего полвека спустя, в 1887 году в некрополе ливанского Сидона археологи обнаружили саркофаг из греческого пентелийского мрамора. Его стороны украшены искусно вырезанными скульптурами. Одна из них изображает битву при Иссе. Вероятно, за основу был взят тот же источник, что и для создания мозаики, найденной в Италии. Кому принадлежал саркофаг – неизвестно: до нас он дошел уже пустым, вероятно, разграбленным. По одной из версий, его изготовили в 311 году до нашей эры для Абдалонима, по другой – он принадлежал правителю Вавилона Мазею. Некоторые и вовсе считают, что там мог лежать сам великий полководец.

Сидонский саркофаг, IV в. до н.э. Археологический музей Стамбула

Сидонский саркофаг, IV в. до н.э. Археологический музей Стамбула

Альбрехт Альтдорфер. «Битва Александра»

«Битва Александра», или «Битва при Иссе» 1529 года считается одной из самых известных картин немецкого художника Альбрехта Альтдорфера. Работу мастер создал по заказу герцога Баварии Вильгельма IV. Живописец изобразил древних воинов в доспехах XVI века: персов в красном одеянии, а македонян – в бело-голубом. Чтобы подчеркнуть грандиозность происходящего, Альтдорфер написал баталию словно с высоты птичьего полета. В центре можно увидеть колесницу Дария, которую преследует Македонский. Все действие происходит на фоне восходящей луны и заходящего солнца, горы с замком и восточной части Средиземноморского побережья.

В верхней части картины располагается табличка с надписью на латыни: «Александр Великий победил последнего Дария, после того как были убиты 100000 пеших персидских воинов и более 10000 всадников и взяты в плен мать, супруга и дети короля Дария, в то время как Дарий скрылся с 1000 всадников».

Альбрехт Альтдорфер. «Битва Александра», 1529. Старая пинакотека, Мюнхен

Альбрехт Альтдорфер. «Битва Александра», 1529. Старая пинакотека, Мюнхен

Работу немецкого художника называют первым историческим произведением Северного Возрождения. Картину высоко ценил Наполеон Бонапарт – она висела в ванной дворца Сен-Клу до 1814 года.

Паоло Веронезе. «Семья Дария перед Александром Македонским»

Представитель венецианской школы Паоло Веронезе в 1567 году завершил свою работу на сюжет о поражении персидского царя. «Семья Дария перед Александром Македонским» – эта картина, в отличие от Альтдорфера, повествует не о самой битве, а о ее последствиях. По словам историков, узнав, что семья врага оказалась у него в плену, Александр вернул им все привилегии царских особ, драгоценности и слуг. После смерти Македонского, ставшего покровителем и защитником, мать Дария уморила себя голодом. Одна из легенд гласит, что причиной стала тоска по великому полководцу. По другой версии, Сисигамбис сделала это не от горя, а из-за предчувствия скорой расправы над близкими Александра.

Паоло Веронезе. «Семья Дария перед Александром Македонским», 1567. Лондонская национальная галерея

Паоло Веронезе. «Семья Дария перед Александром Македонским», 1567. Лондонская национальная галерея

Ян Брейгель Старший. «Битва при Иссе»

Картина, посвященная победе Александра Македонского в Киликии, также считается одной из самой грандиозных и в творчестве Яна Брейгеля Старшего. Фламандский художник написал внушительное по размерам полотно – 80 на 136 сантиметров – в 1602 году. Брейгель, как и его предшественник Альтдорфер, изобразил батальную сцену, сумев передать ту панику, то желание вырваться из давки, о котором говорили историки, описывая ход сражения.

Ян Брейгель Старший. «Битва при Иссе», 1602. Лувр

Ян Брейгель Старший. «Битва при Иссе», 1602. Лувр

Подготовлено по материалам: Зинуров Р. Александр Великий, Гавгамелы и армянское войско в армии Дария (историографические аспекты); Разин Е. История военного искусства XXXI в. до н. э. — VI в. н. э.; Рунг Э. Афины и персидский сатрап Оронт; arzamas.academy; lifeglobe.net; muzei-mira.com; rushist.com; wikipedia.org

В оформлении обложки использована картина Яна Брейгеля Старшего «Битва при Иссе», 1602. Из коллекции Лувра

Победа Македонского в Киликии: битва при Иссе на полотнах мировых художников