Tigran Harutyunyan

Эдмон Кеосаян

Tigran Harutyunyan
Эдмон Кеосаян


Советский Союз в ХХ веке дал удивительное поколение очень образованных, смело мыслящих людей, к которому принадлежит и Эдмон Кеосаян. Ученые, артисты, деятели искусств, специалисты в самых разных областях обладали прекрасным кругозором и умели мыслить и созидать. В своей профессиональной среде Эдмон Кеосаян выделялся очень сильно, и с этим трудно поспорить.

 

В СССР было принято считать особо удавшимися фильмы  серьезные, вдумчивые. И с меньшим почтением относится к комедиям. Кеосаян же умел делать и то, и другое. А его "легкие" работы - "Неуловимые мстители", "Корона Российской империи", считались произведениями "Легкого" жанра. Но насколько легкими они были? Оглушительный всесоюзный успех экранизации повести Павла Бляхина "Красные дьяволята", по которой была снята трилогия, не был обусловлен только лишь юмором и иронией.

 

Первая экранизация "дьяволят" была снята еще в двадцатые. Немой фильм имел большой успех. Кеосаян дал истории новое название, и снял картину, в которой каждый советский человек мог увидеть собственную историю. Но в те годы о многом еще нельзя было говорить открыто.

 А это были шестидесятые. Время, когда еще были живы те, кто скрывал свое купеческое, дворянское происхождение, принадлежность к духовенству. Когда были еще живы те, кто ждал с надеждой весточки из-за границы, где оказались братья, дети, друзья. Конечно, образы "буржуа" были во многом карикатурными. На это были не только пропагандистские основания. Такова была и жизнь. Писатели-эмигранты, например, Владимир Набоков, сами часто писали с легким разочарованием о соотечественниках за рубежом. 

 Образы двух недотеп-претендентов на престол Империи отражали не только восприятие коммунистической партии и цензоров. Примерно так же воспринимали свою трагедию и сами бывшие подданные. 

 Кеосаяну удалось накинув на свой фильм вуаль юмора, затронуть сердце зрителя так глубоко, как это было возможно в данном формате. И потому "Неуловимые" пережили свое время, и смотрелись свежо довольно долго. Непонятно, правда, как этот фильм воспринимают нынешние двадцатилетние, но несколько поколений его точно считали "своим", а для кинематографа это впечатляющий успех.

 Впрочем, "красные дьяволята" сыграли с режиссером и злую шутку. Зритель просто не мог воспринимать его как создателя сложных психологических драм, и очень удивляется по сей день, узнав, что например "Когда наступает сентябрь" тоже его работа. "Что с тобой, дочь моя? Ты кто такая? Ты - княгиня? Ты забыла, кто помогал тебе и твоей матери когда я был на войне? Люди! Люди..." - восклицает главный герой, Левон Погосян, упрекая свою дочь в высокомерии и утрате сердечности.

 

Фильм "Звезда надежды" был снят по историческому роману Серо Ханзадяна "Мхитар Спарапет". Яркая экранизация исторического романа имела большой успех. Диалоги героев имели двойной смысл - они были очень созвучны тому, что происходило в те годы в армянской номенклатуре, они откликались на события становления и падения Первой республики. 

 

Эдмон Кеосаян имел большую отличительную особенность. Из всех прекраснейших советских режиссеров он выделялся тем, что его произведения были, без преувеличения,  самыми живыми и дышащими. И именно потому они так полюбились зрителю и можно уже сказать с уверенностью - вошли в вечность.

 

Илона Бон

 

Эдмон Кеосаян