Аракел Даврижеци. Злоключения львовских армян

Аракел Даврижеци. Злоключения львовских армян

Армянский музей Москвы и культуры наций продолжает публикации на тему армяне на Украине. Мы вновь открываем страницы исследования арменоведа Ярослава Дашкевича «Армянские колонии на Украине в источниках и литературе XV – XIX веков», где он упоминает о видном армянском историке Аракеле Даврижеци.Он родился предположительно в 1590 годах в городе Тебриз. Аракел Даврижеци был духовным и верующим человеком. В 1636 году он был настоятелем монастыря Ованаванк. В 1637 году оттуда уехал в Эчмиадзин. Большую часть жизни он провел в Эчмиадзинском монастыре, к монашеской братии которого и принадлежал. Здесь он был, как пишет сам историк, «вскормлен и обучен», здесь начал трудиться, сюда приехал на старости лет, надеясь «обрести покой». Учился Аракел у католикоса Филиппоса Ахбакеци (1633—1655), позже принял сан вардапета. В качестве нунции католикоса Филиппоса Ахбакеци по различным миссиям был отправлен в Исфахан, Урфу, Алеппо, Иерусалим и Афины. Умер в 1670 году и был похоронен, как того желал, на кладбище братии Эчмиадзинского монастыря.Отдельную главу своей «Книги историй» он посвятил истории львовских армян.С условиями жизни армян на Украине Аракел знакомился как на основании эчмиадзинских материалов, так и писем посещавшего армянские колонии на Украине архиепископа кесарийского Хачатура. Аракел лично встречался с армянами, приезжавшими из Львова (по-видимому, встречался он также в 1631 году с Сефером Муратовичем, купцом, посланного королем Сигизмундом III для возобновления торговых связей между Польшей и Ираном, а также для закупок шатров, ковров, оружия, лошадей и т.д.) в связи с аферой львовского архиепископа Никола Торосовича. На основании всех этих данных Аракел принялся за написание очерка «О мучениях и преследованиях, которые претерпели армяне-христиане, проживавшие в городе Львове»., вошедшего в качестве XXVIII главы в его «Книгу историй». Аракел был первым армянским историком. Труд которого был напечатан при жизни автора. Он был опубликован в армянской типографии в Амстердаме в 1669 году на древнеармянском языке и с тех пор переиздавалась несколько раз как в оригинале, так и в переводе.Обширное и очень подробное описание событий, связанных с борьбой львовских армян против унии, сделанное современником на основании достоверных (хотя и несколько тенденциозных) сообщений очевидцев, оставляет за сочинением Аракела значение историка первоочередной важности. Он отразил события 20-50 х годов XVII века. Имеются достоверные указания на то, что «Книга историй» Аракела распространялась среди армян на Украине сразу же после выхода в свет, несмотря на противодействие армяно-католической верхушки и действовавших среди местных армян миссионеров из католического ордена театинцев, обосновавшихся во Львове.Художественно рельефный образ архиепископа Никола, способного на всевозможные хитрости, интриги, подлости ради сохранения своей власти и награбленных им церковных ценностей, Аракел выдвинул в своем повествовании на первый план. Написанная сочными красками характеристика архиепископа не закрывает собой любовно выведенных простых армян, которые, словно рыба в соку, безрезультатно бросаются в различные стороны в поисках защиты от прожорливого Никола и его подручных. Армяне не подчиняются архиепископу-отступнику и, доведенные грубым насилием до отчаяния, эмигрируют за пределы страны. Аракел просто рисует картину разорения, постигшую львовскую колонию. Громадные культурные ценности – чудесную коллекцию древних рукописей и дипломов, которая находилась в хранилище львовского кафедрального собора, Никол распродал, разбазарил, раздарил.Аракел гневно изобличает в лице архиепископа Никола весь господствующий в феодальной Польше строй, при котором армянские низы вынуждены были на протяжении десятилетий терпеть насилия. Преследования, надругательства со стороны рьяных исполнителей воли Рима и их приспешников.  

Аракел Даврижеци. Злоключения львовских армян