Босиком по золотым горам

Удивительно, как легко мы порой кидаемся за чем-то труднодостяжимым в то время, как настоящее золото лежит у нас под ногами.
Когда к тридцатым годам СССР окончательно офррмился в качестве единой государственной системы, возникла необходимость создания некоего единого визуального поля. С этой целью со всех концов страны на обучение в Москву свозили лучших, самых талантливых мастеров. Обучившись, они должны были развивать у себя на родине кино, живопись, литературу.
Армении в этом плане повезло больше, чем другим странам по целому ряду благоприятных факторов. Развитие искусств у нас было поручено Мартиросу Сарьяну, художнику на тот момент известному во всем мире, очень образованному и исключительно одаренному. Сарьян начал свою работу еще в 20-е - основал Национальную галерею и исторический музей, преподавал. Позже к нему присоединились модный австрийский скульптор Ара Саркисян, известный парижский изобретатель, ваятель и художник Ерванд Кочар, многие другие деятели, часть которых сгорела позже в горниле репрессий. Как бы то ни было, армянское искусство 70 лет развивали люди которые блестяще знали историю Армении и разбирались в национальной стилистике, во-вторых учились в лучших художественных вызах мира.
В результате к 70 годам Армения имела новосозданный богатейший культурный пласт. Живопись, керамика, резьба, ваяние, ювелирное искусство. Армянские мастера прекрасны, обучены поколениями профессионалов, выращены на образцах архаики и средневековья. И что же?
Имея такое богатство, которое вполне может озолотить бюджет страны и составить ее славу, мы ничего не делаем ни для продвижения армянской живописи на международный рынок ни для пиара своих старых мастеров.
В 60, 70 годы Минас Аветисян был знаменитостью, о которой говорили во всем мире. "Вражеские голоса" (русскоязычные радиоредакции западных СМИ) говорили о нем как об армянском Леонардо, художнике, сумевшем дать современное звучание глубоко национальным мотивам, сделать понятным всему миру цвета и рельефы своей страны. Но тогда это было в духе времени. Сегодня же необходимо на государственном уровне подавать свое искусство, пиарить его. Несколько лет, вложенных в пиар армянских мастеров, в поддержку молодых авторов, могут озолотить Армению.
Если вложения в большое искусство действительно сопряжены с рисками, то почему бы не начать хотя бы с прикладного? Дизайнеры одежды, ювелиры, мастера-резчики? Армянские модные дома удивляли в начале нулевых приезжих ценителей качеством и уровнем исполнения. Армянские дизайнеры неизменно берут лучшие призы на многих российских конкурсах. Но кому есть до этого дело?
Увы, никому. Так и ходим по золотым горам, прося милостыню.

Босиком по золотым горам