Бильгин Айата: «Курды в процессе армяно-турецких отношений»

Бильгин Айата: «Курды в процессе армяно-турецких отношений»

В статье «Курды в процессе армяно-турецких отношений» преподаватель факультета социальных наук Базельского университета (Швейцария) Бильгин Айата отмечает, что вопросы Геноцида армян в Османской империи и насилие в отношении курдов и алевитов должны рассматриваться совместно, а не по отдельности. Имея курдское происхождение, госпожа Айата против мнения наблюдателей, которые утверждают, что Геноцид армян – это проблема прошлого, а курдский конфликт – настоящего. Она предлагает рассматривать проблему государственного насилия в отношении курдов, армян, алеви и других преследуемых субэтнических, религиозных и культурных групп цельно. Автор статьи говорит о том, что спустя 100 лет после Геноцида армян и продолжающегося отрицания со стороны Турции, в турецком обществе возник заметный и беспрецедентный интерес к армянскому прошлому и настоящему. Это целый выделенный дискурс в деятельности гражданского общества и мировой науки. Эта тема сопровождается различными акциями со стороны тех, кто является инициатором примирения. Волна среди либеральных слоев турецкого общества возникла после убийства Гранта Динка, главного редактора армянской газеты «Агос» в Стамбуле в 2007 году. Одна из самых любопытных особенностей авторов примирения – это сосуществование различных идей, подходов к мирному разрешению, которые не противоречат друг другу. После основания Турецкой Республики в 1923 году к курдам и алевитам был применен метод полной ассимиляции, в то время как погромы и депортация оставшихся проживать на территории Турции армянского и греческого населения продолжалась вплоть до конца 1950-х годов. До 1991 года в Турции формально не существовало курдской идентичности, национальный язык был запрещен. Курды составляют примерно 20% населения Турции, при этом весь государственный аппарат подавлял курдскую культуру и идентичность. С образованием Рабочей Партии Курдистана в 1978 году и его вооруженной борьбы курдский конфликт стал доминировать в политической повестке Турции. Этот шаг заставил государство пересмотреть внутреннюю политику: в 1991 году президент Сулейман Демирель официально признал, что курдский вопрос существует в истории современной Турции. Хотя подавление курдов только усилились после этого признания, силы госбезопасности изгнали от 1 до 3 миллионов курдов из их домов, проводился ряд других нарушений прав человека, джин уже был выпущен из бутылки: государственная идеология, основанная на мифе «однородная турецкая нация-государство», дала необратимые трещины. Бильгин Айата считает, что это связано с тенденцией ученых и гражданского общества Турции рассматривать и Геноцид армян, и курдский конфликт как проблему настоящего. Эксперт признает, что хронология, масштабы государственного насилия в отношении армян, курдов, аливитов и других групп различаются, однако общее для всех этих исторических фактов одно – отрицание со стороны руководства страны. Именно раздельное обсуждение каждого из этих вопросов ослабляет дискурс примирения, не позволяет противостоять государственной пропаганде. Примечательно, что депутат турецкого Парламента Каро Пайлян по прозвищу Эрмени, защищающий права нацменишинств в Турции, состоит в Курдской Демократической партии народов.

Бильгин Айата: «Курды в процессе армяно-турецких отношений»