История одной фотографии: Агулине Татулян

Традиционный образ армянской женщины представляется доброжелательным, кротким и гостеприимным. С другой стороны, в рамках постоянной рубрики Армянского музея Москвы и культуры наций «История одной фотографии» мы часто сталкиваемся со смелыми, мужественными, воинственными женщинами, готовыми взять в руки оружие.

Агулине Татулян - одна из героических защитниц города Аджн в Горной Киликии. Родилась в 1897 году. Агулине была одной из девяти аджнских женщин, которым удалось выжить и выйти из осажденного Аджна, впоследствии разграбленного и уничтоженного турецкими войсками. Во время противостояний она остригла волосы и, переодевшись в мужскую одежду, присоединилась к защитникам этого армянского города с 35-тысячным населением.

К власти уже пришли младотурки. Их целью стало создание «Великового Турана» - пантюркской империи от Балкан до Алтая. Первым их страшным преступлением стала Киликийская резня 1909 года. В преддверии этого события среди турецкого населения Киликии стали распространяться слухи, якобы местные армяне стремятся вытеснить турок и восстановить «Армянское царство». Незадолго перед погромом власти раздали мусульманскому населению большое количество оружия и боеприпасов, освободили из тюрем около 500 преступников турецкой национальности.

1 апреля толпы турок начали резню армян, которая продолжалась в течение трёх дней. Затем прибывшие из Румелии войска якобы для «восстановления порядка» приняли участие в резне, которая по своим масштабам и способам осуществления превзошла первую резню. Жертвами стали около 30,000 человек. Десятки армянских населённых пунктов были разрушены и сожжены. Жителями Аджна была организована самооборона, позволившая отразить нападение турецких погромщиков, благодаря чему удалось избежать поголовной резни.

В бою за Аджн она получила проникающее ранение в левую часть грудной клетки и прожила с пулей в груди еще 67 лет. Уже после своего спасения она написала и поставила пьесу, деньги от представления которой пошли на оказание помощи для спасшихся от Геноцида. Перед своей смертью в 1985 году она завещала похоронить ее только после извлечения турецкой пули из ее груди. 

Откуда мы знаем столько об этой фотографии? В конце 1970-х в Кембридже организовалась небольшая группа армян, занимающихся историей и культурой своей страны, а также озабоченных будущим нации. Жирар Либариадян стал инициатором идеи создания отдельного института в рамках вуза по изучению истории, анализу настоящего и подготовки прогнозов развития страны. Он, Гарбис Кортян, Нора Нерсиссян и Грег Саркиссян смогли добиться организации некоммерческого научно-исследовательского института в 1982 году.

Сейчас Институт Зоряна состоит из созданных в Кембридже (штат Массачусетс) и Торонто международных академических и научных центров документирования, изучения и распространения материалов, связанных с жизнью армянского народа в недавнем прошлом и настоящем, а также в контексте международных отношений. Для достижения этого институт спонсирует, поддерживает и поощряет междисциплинарные научные исследования, документирование, конференции и публикации.

Институт Зоряна обладает уникальными коллекциями. Одна из них – 780 свидетельств о Геноциде, записанных на пленку живых свидетельств спасшихся армян. Эти материалы не являются общедоступными. Именно в них хранилась запись о смелой Агулине Татулян, давшей интервью и рассказавшей о своем подвиге.

Недавно внимание мировой общественности привлекла документально-очерковая книга советско-белорусской писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе 2015 года, Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо". В ней автор представила свидетельства женщин, записанных ею на диктофон. Уникальность произведения в разговорах, где в приватной беседе люди могут раскрыть истинное лицо трагедии, закрыв глаза на официальные позиции и доминирующую в общественности риторику...остается надеяться, что записи людей, переживших Геноцид, когда-нибудь станут доступны для изучения широкого круга аналитиков, журналистов и писателей.

 

Арсен Алексанян

История одной фотографии: Агулине Татулян