Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Спектакль о Владимире Немировиче-Данченко отметил 25 лет

28 мая 2017 года внук Владимира Ивановича Немировича-Данченко Василий и его супруга Анжелика сыграли очередной спектакль в память основателя МХТа. Постановка «Семь жизней В.И. Немировича-Данченко», которая отметила свой юбилейный 25й год – одна из тех, которые необходимо всегда иметь в репертуаре, чтобы сверяться с ними о верности выбранного пути.

В украино-армянской семье грузинского города Озургети 23 декабря 1858 года родился Народный артист СССР русский и советский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик и театральный деятель Владимир Иванович Немирович-Данченко, один из основателей Московского Художественного театра.
Его отец Иван Васильевич – дворянин Черниговской губернии, офицер (подполковник) Русской императорской армии, мать – урожденная Александра Каспаровна Ягубян. Смешанная кровь давала себя знать в особой страстности темперамента, в том, что сам он определял как «отсутствие равновесия». Духом же Немирович-Данченко всецело принадлежал взрастившей его русской культуре и являлся пламенным патриотом-великороссом.

Здание МХАТа тоже имеет "армянскую историю". Георгий Лианозов в московских финансовых кругах был фигурой заметной. Имел собственные дома: один – в Большом Гнездниковском переулке, другой – в Малом Гнездниковском (ныне там разместилось Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ). Купив дом в Газетном (Камергерском) переулке, он передал его в дар Художественному театру (ныне это МХТ им. Чехова).Фото img.profi-news.ru


Несколько лет назад разгорелся скандал по поводу происхождения матери Владимира Ивановича. На канале «Культура» в шестом выпуске программы «Большая опера» известный российский педагог по вокалу, профессор Академии хорового пения, заместитель управляющего творческими коллективами оперной труппы ГАБТ Дмитрий Вдовин сказал, что режиссер – грузин по происхождению. Разумеется, армяне стерпеть этого не могли. Начались дискуссии. Один из убедительных доводов: мать Владимира Ивановича все же не Ягубашвили, а Якубян, а похоронена на Армянском кладбище.

 

Владимир Немирович-Данченко и Константин Сергеевич Станиславский 

Гуманитарные склонности будущего режиссера определились очень рано. Детство Владимира Ивановича проходило в Тифлисе. Напротив дома, где он жил, находился летний театр, который приковал к себе все внимание десятилетнего мальчика. Вскоре в комнате на подоконнике появился «его театр» — на игрушечной сцене двигались герои всевозможных пьес, сделанные из карточных королей, валетов, дам… Юный гимназист дирижировал невидимым оркестром, распевал увертюры и вальсы, поднимал и опускал занавес. А в 4-м классе он написал две пьесы — одна из русской, другая из французской жизни. Поистине «опьянение театром»!

Владимир всех заражал своим увлечением. Его брат бросил военную службу и пошел в актеры, сестра вышла замуж, но все-таки бросила мужа и стала актрисой.
Много всего произошло в жизни Владимира Ивановича: и окончание Тифлисской гимназии с серебряной медалью, и физмат МГУ, переход на юридический – и всё же бросил учебу! Появились многочисленные критические публикации, повести и романы, драмы, которые пользовались большой популярностью, ставились в Александринском и Малом театрах, а также в провинциальных театрах.
В год премьеры чеховской «Чайки» (1896) отказался от Грибоедовской премии за свою пьесу «Цена жизни», объявив, что пьеса А. Чехова более достойна этой премии.
В 1891—1901 годах преподавал на драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (ныне — ГИТИС). Среди его учеников Иван Москвин, Ольга Книппер и Всеволод Мейерхольд, вошедшие в труппу Московского Художественного театра.
В 1898 году вместе с Константином Сергеевичем Станиславским Немирович-Данченко основал Московский Художественный театр и руководил им и рядом его студий.
В 1919 году он организовал при МХТ Музыкальную студию. В 1925 году студия отправилась на гастроли по Европе и Соединённым Штатам. «Такой группы актёров, — писала одна из американских газет, — мы не видели на нашей сцене с тех пор, как здесь был Московский Художественный театр, родитель студии».

После гастролей Немирович-Данченко полтора года работал по контракту в Голливуде. Группа артистов осталась в США — не вернулась на родину. По возвращении в Москву Музыкальной студии было отказано в помещении Художественного театра, фактически она оказалась на улице; однако вскоре для работы театру была предоставлена сцена Дмитровского театра (с 1922 года сцена Театра оперетты, Большая Дмитровка, 17).
В 1926 году Студия была преобразована в Музыкальный театр имени народного артиста Республики Вл. И. Немировича-Данченко.
Владимир Иванович был инициатором создания Школы-студии при Московском Художественном театре. Фактически это было его завещанием.
25 апреля 1943 года Владимир Иванович Немирович-Данченко умер от сердечного приступа. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.



На седьмом десятке лет Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко казалось, что он живет пятую или шестую жизнь. Столь насыщенным, богатым событиями, переживаниями, разносторонними творческими результатами был его путь. А впереди еще предстояли жизни седьмая, восьмая…Внук прославленного режиссера композитор, музыкант, в настоящее время заведующий музыкальной частью МХТ им. Чехова вместе со своей женой, доцентом кафедры фортепиано МГУК Анжеликой Немирович-Данченко стали режиссерами и актерами спектакля «Семь жизней Владимира Ивановича Немировича-Данченко». Реальные факты биографии режиссера были воссозданы на основе его писем, а также К.С. Станиславского, А.П. Чехова, Максима Горького. Сергеевича Станиславского, Антона Павловича Чехова и Максима Горького., а также уникальных документов, до недавнего времени.

 

Мемориальная квартира Владимира Ивановича находится неподалеку от места службы - в Глинищевском переулке,  5/7, кв. 52, 3 этаж, подъезд 5, домофон 52