Эпоха эллинизма: влияние культуры на Армению

Эпоха эллинизма: влияние культуры на Армению

Эпоха эллинизма оставила незаменимый след в истории античного мира, как западного, так и восточного. Не только государства, образовавшиеся в результате Восточного похода Александра Македонского, но и древнейшие государства востока облачились в культуру эллинизма. Кто знает, какой бы была античная эпоха, если бы эллинизм не распространился по всему миру, но одно ясно точно, с приходом эллинизма роль человека в истории значительно возросла и культура в противовес природе начала развиваться гораздо глобальнее и с новой мощью, оставляя за собой такие памятники культуры, как произведения литературы, архитектуры и духовного богатства.
Армения, будучи одной из динамично развивающихся стран востока, шагала в ногу со временем, также попала под культурную революцию эллинизма. Пережитки эпохи Ахеменидов были вытеснены из армянской государственной культурной действительности, хотя простой народ продолжал жить привычной жизнью востока. На горизонте воцарялась современная, благородная культура, которая была порождена в итоге функционирования многовековой эллинской цивилизации.
Особый подъем эллинистическая культура получила при Арташесе I, но главными покровителями эллинистической культуры в Армении являлись Тигран II и Артавазд I.
Наряду с традиционным путем культурного развития, появился также другой – эллинистический, который проявлял себя в разных отраслях и оставался дееспособным в Армении даже в постэллинистический период, вплоть до VI в. н. э. Возросли темпы строительства городов, что само по себе означало культурное влияние эллинизма. Возводились дворцы и храмы на греческий манер, окруженные колоннами и явно попавшие под архитектурный стиль эллинизма.
Как уже было сказано, армянская культура того времени развивалась в двух руслах. Первое – традиционное или народное, присущее среде сельского, деревенского населения, которое оставалось преданным своим местным, древневосточным истокам, традиционному восприятию и представлению мира. Второе – эллинистическое, развивавшееся в результате перемен общественной жизни, которое носило стиль знамени городского населения и пласта знати.
Эти два направления отнюдь не развивались отдельно. Наоборот, взаимный диалог двух культур привел к наиболее эффективному развитию армянской культуры, сплаву традиционного с трендовым, старого и нового, что поспособствовало становлению богатого материального и духовного наследия, ставшего частью общечеловеческого достояния.
Более пестрое и полноценное проявление эллинизм нашел в армянской материальной культуре, в частности, в градостроительстве. Наряду с развитием древних городов, возводятся и новые, например Аргиштихинли-Армавир, который в дальнейшем становится столицей со всеми основополагающими задатками эллинистического города.
Несомненно, одной из жемчужин эллинистического градостроения в Армении является столица Арташат. Вероятно, город был построен в 189-188 г.г., когда в Армении находился известный карфагенский полководец Ганнибал, который принимал участие в выборе дислокации нового города. Античные авторы Страбон и Плутарх называли Арташат «величественным и строгим городом», «армянским Карфагеном», с мощной оборонительной системой.
Оборонительный акцент учитывался и во время воздвижения новой столицы –Тигранакерта. Столица, основанная Тиграном Великим, носила в себе идеологию Александрии, которую основывал Македонский на завоеванных территориях, дабы скрестить восточное население с западным, восточную культуру с эллинистической. Тигранакерт располагался на склонах Армянского Тавра в гористой местности и был окружен стенами высотою в 25 метров. Шикарные дворцы, сады, храмы, театр, специально отведенные места охоты и прогулок. Одним словом - эллинистический рай для горожанина. Всего Тиграном Великим было основано четыре города под названием Тигранакерт. Первый – столица его империи, который находился недалеко от озера Ван, ныне на территории современной Турции. Второй находится на территории Арцаха. Арцахский Тигранакерт был обнаружен в 2005 году в ходе археологической экспедиции Института археологии и этнографии НАН Армении. В 2008 году его объявили заповедником, а в 2010 году в близлежащей крепости XVIII века был основан археологический музей.

Рис.1 Археологический музей Тигрнакерта.

Третий и четвертый - в области Гохтн и Утик соответственно.
Также в эпоху эллинизма был построен город Вагаршапат, который в дальнейшем становится резиденцией армянских царей. К сожалению, немногочисленные раскопки этих местностей не могут передать нам полную картину.
Важнейшей особенностью эллинской культуры был греческий театр, которую пытались привить армянскому обществу. Согласно Плутарху, первый эллинский театр также связан с именем Тиграна Великого, который построил первое античное театральное здание эллинистического образца в Армении и пригласил труппу греческих актеров. Нельзя не отметить, что создание театра было обусловлено наличием достаточного количества зрителей, владеющими греческим языком, которые являлись переселенцы, но подлинной целью эллинского театра было приучение армянского населения города к греческому языку и культуре. Строительные работы театра в Тигранакерте были завершены в 69 году до н. э., однако еще в 53 году до н.э. в северной столице Армении Арташате была поставлена трагедия Эврипида «Вагханки». Данное представление является первым достоверно известным спектаклем на территории всего постсоветского пространства, следовательно, можно смело предположить, что армяне 2000 лет назад имели представление о высокоразвитом театральном искусстве.

Рис.2 Реконструкция театра эллинистического типа в Приене, Малая Азия.

Плутарх также сообщает, что театр был в почете и во время правления сына Тиграна Великого Артавазда II, который не только приглашал греческие труппы и ставил представления греческих драматургов, но сам писал трагедии на их манер, сохраняя местные особенности как сюжет, персонажи и.т.д.
Не подлежит сомнению, что в предыдущую эпоху армяне сами ставили самобытные игры и действа культово-театрального порядка и внедрение эллинистического театра не представляется без основания на армянские театральные формы.
 

Тигран Арутюнян

Эпоха эллинизма: влияние культуры на Армению