Выборы в Армении: есть ли выбор?

Выборы в Армении: есть ли выбор?

Почему некоторые государства эффективны, а некоторые – нет? Что именно кроится в этих загадочных формулах и алгоритмах, применяя которые некоторые правители достигают успеха, а некоторые – воспроизводят бандитизм?

Нобелевский лауреат Дуглас Норт, получивший премию за теорию институциональных изменений, начал свою речь со слов: «Институты имеют значение!». В работе «Насилие и социальный порядок» он отмечает две важные составляющие институтов: они бывают формальными и неформальными, их важность и устойчивость определяется издержками изменений.  

Попробуем рассмотреть эти два составляющих.  

Есть всего два радикальных метода принуждения людей: насилие или угроза применения насилия и сообщество, одобряющее или отвергающее те или иные действия. Так возникают формальные (тюрьма, силовые структуры) и неформальные (мафия, бандитизм, игнорирование, общественное порицание и т.д.). Гарантом исполнения правила выступают специально обученные люди, применяющие санкции.

Теперь об издержках изменений. Если конституцию страны можно поменять, то о ее верховенстве не может быть и речи – это гибкий правовой институт. Неформальное правило может выступать более жестким регулятором, чем закон. Чем это чревато?

Всемирный банк провел два важных исследования на эту тему.  

Первым руководили Киффер и Ширли, замерялись показатели 82 стран на протяжении 12 лет – с 1982 по 1994гг., которые определяли рост или снижение ВВП. Цель исследования – оценить, чем первоочередно определяется ВВП – политическим индикатором – работой правительства, или же институциональным – действием институтов. По итогам столь масштабного анализа, при котором применялись эконометрический и регрессионный анализы, был подготовлен отчет, свидетельствующий, что институты в два раза сильнее воздействуют на развитие страны, чем деятельность правительства.

Второе исследование замеряло развитие 13 стран с высокими темпами роста ВВП в динамике 25 лет. По итогам были выявлены 8 основополагающих принципов, в основе которых – долгосрочное планирование, происходящее не на уровне правительства стран, а у населения, в следствие чего возникает высокая норма накопления.  

К чему все это?  

Очередная чехарда со сменой главы правительства в Армении, повлекшая за собой серию отставок министров и губернаторов - это имитация действия, мера малоэффективная и не направленная на долгосрочное развитие. Почему? В основе всей этой системы – размытая система правил, хлипкие формальные институты, зачастую не выдерживающие конкуренцию с неформальными.

Так, пока депутат генерал Манвел (Манвел Григорян) может устанавливать собственные правила в г. Эчмиадзин и принуждать исполнять их всех, в том числе и министров с сопровождением; пока Сурик Хачатрян удерживался до октября с.г. у власти при несовместимом со свободой поведении; пока охране Рубена Айрапетяна позволительно убить военного врача; пока Александр Азатович Саргсян спокойно терроризирует бизнес, тормозя экономическое развитие, пока вся эта система, прогнившая в корне, существует, смена главы правительства не приведет к существенным изменениям.

Важно развивать и взращивать институты, что возможно только при полной смене элит. Выбор за гражданами страны.

Выборы в Армении: есть ли выбор?