Армянская тиара

Армянская тиара или Тиара Арташесидов   - это корона, которая   являлась символом монархической власти правителей этой царской династии  в Древней Армении, представлявшая собой своеобразную корону в форме усечённого конуса или цилиндра с остроконечными зубцами на вершине, вокруг которого обвита царская диадема*, украшенная двумя орлами, смотрящими в противоположные стороны, по обеим сторонам 8-конечной звезды. Часто она изображена на античных барельефах, геммах* и монетах. Тиару носили при торжественных случаях, начиная с Тиграна Великого, заканчивая  некоторыми последующими царями из династии Арташесидов, а также  последующими царями из династий, родственных Ервандуни.

Также, редкую и бесценную информацию о наследии Аршакидов содержат в себе армянские короны на изображениях более ранних монет, выпущенными царями Софены (Цопка) и Коммагенны. 

 Говоря о тиаре, нельзя не сказать о предвзятом почитании Арташесидов богу Митре или армянскому Михру , который отождествляется с  верховным божеством урартского пантеона  Халди. Как Митра, так и Халди часто изображаются в головном уборе, напоминающую тиару.Так почему же Халди сменился на Митру? Ответ прост: тогда, как Ахемениды господствовали над Арменией зороастризм был также навязчиво распространен среди армян, но с приходом Тиграна Великого более распространенной становится эллинистическая культура и на смену Халди приходит Митра. Также бытует мнение, что первоначальная тиара была головным убором языческих жрецов, а как известно, царь мог быть верховным жрецом в храме определенного бога и носить подобный убор. Для придания монархической помпезности, тиара была также обвита диадемой, украшена орнаментами, символикой , а также в данном случае  звездой почитаемого Митры-Халди, что указывало на «религиозную принадлежность» носителя великого убора. Происхождение армянской тиары до сих пор полностью не раскрыто: некоторые ученые считают что она берет свои истоки из ахеменидских традиций, изображенных на ранних ахеменидских монетах, рельефах, где царские особы изображены с цилиндрической короной или  короной в виде кона, главной отличительной особенностью которой является её зубчатость.

Гре­ки же зна­ли тиа­ру толь­ко, как пер­сид­ский голов­ной убор. Геро­дот, в отли­чие от боль­шин­с­т­ва антич­ных авто­ров, обла­дав­ший све­де­ни­я­ми по это­му вопро­су из пер­вых рук, сооб­ща­ет, что тиа­ры были из мяг­ко­го вой­ло­ка, и пер­сы носи­ли их не толь­ко на войне, но и в более мир­ной обс­та­нов­ке — во вре­мя жерт­во­при­но­ше­ний. Более позд­ние авто­ры добав­ля­ют, что это был осо­бый голов­ной убор магов. Един­с­т­вен­ное упо­ми­на­ние о фор­ме тиа­ры содер­жит­ся у Ксе­но­фон­та, кото­рый срав­ни­ва­ет с ней некие кожа­ные шле­мы с сул­та­ном посе­ре­дине.

Впро­чем, один кон­крет­ный тип  — пря­мая тиа­ра — час­то упо­ми­на­ет­ся, как осо­бый сим­вол вели­ко­го царя; боль­ше нико­му не доз­во­ля­лось носить её. Ари­с­то­фан упо­ми­на­ет её под наз­ва­ни­ем «пря­мая кир­ба­сия*» и срав­ни­ва­ет с пету­ши­ным гре­беш­ком. Это срав­не­ние поз­во­ля­ет нам иден­ти­фи­ци­ро­вать её с голов­ным убо­ром персидского царя Дария, который изображен на оттиске

цилиндрической печати, описывающем эпизод охоты.


Подобную тиару можно встретить на барельефе, изображающую  встречу коммагенского царя Антиоха I с Ваагном-Гераклом. Барельеф передает бесценный материал по изучению армянской культуры античности при помощи царской атрибутики: тиары, тараза, символом царской власти-жезлом.  У армян также тиара была дозволена только царю и на примере тиары Тиграна II  мы постараемся выяснить что она представляла  и какую символику несла в  себе.Изображения армянской тиары дошли до нас на многочисленных древнеармянских монетах, на которых цари, начиная от Тиграна Великого до Артавазда II традиционно изображались с данным символом власти. Армянская тиара символизировала объединение духовных и материальных миров, представленных короной и шелково-кожаной частью диадемы соответственно (соединенных священным ободком — лентой славы).

Самым ярким и наиболее ранним  примером армянской тиары является ее изображение на монетах Тиграна Великого,  чья роль неоспорима велика не только в истории Армении и востока, но и всего эллинистического  мира.Как полагал известный исследователь армянской тиары В.Тирацян, армянская тиара это сочетание ахеменидской короны и сатрапской тиары. Так как Тигран считал себя прямым потомком Ервандидов, которые имели родственную связь с династией Ахеменидов, то и его тиара должна была иметь отличительные черты и символику, подобные  ахеменидским, для признания королевской власти и на постахеменидских территориях.Однако, Тирацян приводит и отличия между ахеменидской и армянской тиарами: ахеменидская зубчатая тиара изображена без назатыльника и наушников, она, кроме зубцов, как правило, не имеет каких-либо украшений, тогда как боковые части армянской тиары украшены символами и геральдикой. Таким образом, исследователь приходит к выводу, что армянская тиара в том виде, в котором она изображена на монетах Тиграна II, возникла в результате слияния ахеменидской царской тиары в виде усеченного конуса с появившимся в Армении, по крайней мере, с V в. до н. э. ахеменидским сатрапским башлыком, вернее его назатыльником и наушниками...

7 (4).jpg

На армянской тиаре обычно изображено пять зубцов, что скорее всего указывает на сакральную сущность носителя  (один по центру и четыре окружают его), однако не нужно исключать, что тиара видна не в объемном виде и  может имеет восемь зубцов , что указывает уже прямое отношение к богу Митре – Михр, числом которого считалось восемь.Тиару «Царя царей» также важно  рассматривать с точки зрения символики. На короне, обведенной драгоценными камнями, виднеется восьмиконечная звезда (солнце), которая с двух сторон окружена птицами, скорее всего орлами. Чтобы трактовать изображение, нам нужно обратить внимание на символические особенности эпохи правления Тиграна Великого. Армянский царь, как и все монархи эллинистической эпохи, считался живым божеством, которое обеспечивало связь между смертными и богами покровителями. Пантеон арташесидской эпохи возглавляли Арамазд, Анаит и Митра (или равносильные Митре Тир или Ваагн). По сему, в ритуалах Тиграна Великого и других арташесидских царей должны быть присущие символы, указывающие на присутствие данных богов.В подвластной Сирии, которая была одной из провинций великой империи Тиграна, и которая была тесно связана с историческими и культурными  реалиями  Армении,  мы находим  много ответов, которые помогают оросить свет на загадки, касательно божественной символики.Сирийский Тир – Набу являлся и богом солнца, и имел связь со смертью и потусторонним миром, который также отождествлялся с Гермесом, Аполлоном, Митрой. В центре храма Набу в Пальмире на одном из настенных барельефов  изображен молодой бог с кудрявыми волосами,  который помещен в центре лучистого венка, а по обеим сторонам изображены птицы, которые смотрят на лучистый венок. Подобная картина изображена и на армянской тиаре и позволяет делать вывод, что именно символика богов имела место быть на царском головном уборе, а также  быть основополагающим в геральдической системе. Приведенный пример раннего  эллинистического периода - светило, расположенное в центре венка и есть бог солнца Михр-Аполлон-Тир, а изображенные крылатые существа, скорее всего орлы, его сопроводители.  В иранской и раннесредневековой армянской среде  данная сопровождающая пара олицетворялась со «славой» и «судьбой». Соответственно, на тиаре Тиграна Великого изображен его бог-покровитель, по всей вероятности Михр, а вокруг него «слава и судьба». Однако, на поздних монетах Тиграна, дамасской чеканки, на тиаре изображена одна звезда с крючком и без орлов. Что же это  означает?

Еще в 2004 году в журнале Британского Королевского астрономического общества была опубликована сенсационная статья астрофизика Ваге Гюрзадяна и историка Рубена Варданяна "Комета Галлея на монетах  армянского царя Тиграна, 87 г. до рождества Христова".
Авторы вышеуказанной публикации пишут о том, что изображения на короне Тиграна Великого, нашедшие отражения в выпущенных им монетах, со временем претерпели некоторые изменения. Так, на большинстве монет корона царя украшена знаком звезды Солнца, по обе стороны от которой изображены орлы. Такова корона на произведенных в Антиохии тетрадрахмах, а также на отчеканенных в Арташате или Тигранакерте выпусках серебряных и медных монет. А вот уже на отчеканенных в Дамаске тетрадрахмах и медных монетах на короне царя птицы отсутствуют, а справа от звезды Солнца виден некий крючок, который принято было комментировать как изображение орла.

Имеется также другой ряд выпусков монет, который известен редкими тетрадрахмами, драхмами и довольно обильным количеством медных драмов (на реверсе изображены образы богинь Тихе и Ники, а также финиковой ветви, треножника, кипариса), на которых Тигран изображен с молодыми чертами лица, а его корона украшена одинокой звездой, один из правосторонних лучей которой кривее и длиннее других. Это изображение, по мнению авторов журнальной публикации, справедливо толкуется нумизматами как комета, в последствие названной именем английского ученого–астронома Эдмонда Галлея (Edmond Halley, 1656-1742). По астрономическим подсчетам, эта комета приближается к нашей планете каждые 75-76 лет.

Эта последняя серия - самая загадочная из всех эмиссий* монет Тиграна, как в плане даты и места выпуска, так и толкования изображения.
Таким образом, как армянская, так и тиара Тиграна Великого скрывают в себе многие загадки, раскрыв которые, мы сможем понять сплав восточной и античной цивилизации, понять логику мышления великих царей на политической, религиозной и культурной арене, а также представить мощь Великой Армении. 

 * диадема – головная повязка или металлический обруч из драгоценных камней  как символ царской власти: венец, корона 

 *гемма – произведение с вырезанным изображением на камне, плитке, кости, обычно округлой или овальной формы

*кирбассия - ирано-сакское боевое наголовье с назатыльником 

*эмиссия -  выпуск в обращение новых денег

 

 

 

Армянская тиара