С душою жаркого тонира. Армянская кухня и бизнес

С душою жаркого тонира. Армянская кухня и бизнес

Есть такое явление, до сих пор еще не выделенное в популярный термин. Это когда переселение какой-либо этнической группы в другую страну создает базу для новой отрасли бизнеса: национальных продуктов, консервантов и готовых блюд. Если община новая, но все это начинается с маленьких магазинчиков, если старая - то вырастает в целую отрасль, как например, китайская кухня или производство японских суши.
Магазинов с продуктами из Армении в Москве немало. Как правило, большинство их располагается на рынках. Вывеска с изображением Арарата привлекает любителей бастурмы и дзавара, но обычно посетителей ждет разочарование: магазин не может существовать только за счет национальных продуктов. Порой, на прилавке лежат лаваш, несколько видов варенья, а остальные продукты такие же, как в обычных магазинах.
Лучше обстоят дела у тех, кто открывает армянских магазин уже под клиента, знают, что в районе много армянских семей. Тут хорошо продаются и крупы, и сухофрукты, и традиционная выпечка.
Среднестатистический клиент таких магазинов - мать семейства в возрасте около пятидесяти лет, которая выехав из Армении, старается, чтобы ее дети и внуки не отрывались от традиций хотя бы на уровне кулинарии. Такие дамы, не найдя в армянских магазинах нужной крупы, заказывают ее из Армении - блгур, дзавар. Все это можно купить и в Москве, но считается, что лучше заказывать на родине.
Национальная кухня любой страны может "выйти из берегов", привлечь тех, кто в ней не вырос. Многие страны превращают в бренд одно из своих блюд - суши, пицца. Другие создают отрасль - китайские ресторанчики, немецкие пивные. Но представители самой культуры часто не воспринимают такие сети, считая, что они не имеют ничего общего с настоящей, исконной кухней. Японцы крайне редко едят суши за пределами своей страны, итальянцы смеются на пиццериями в других странах.
Но человек устроен так, что он всегда тянется к новой, неизведанной культуре, поэтому интеграция кухонь всегда во всем мире будет востребована. В Москве из чисто армянских продуктов самые сильные интеграционные обороты набрал лаваш.
Нужно сказать, что в вопросе качества и узнавания, лаваш прошел в российской столице все стадии формирования как бренд. Он очень быстро вышел из армянской ойкумены. Было время когда "лавашом" в Москве называли любую восточную лепешку - лишь бы она была немного плоской.
Затем на прилавках появился тонкий лаваш. Его стали покупать не только армяне, но и фитнес-дамы. Армяне, как раз, очень быстро перестали это делать, поскольку по цвету тоненькие листы теста не имели ничего общего с настоящим лавашом. В настоящее время картина изменилась, в любом большом магазине можно выбрать из нескольких сортов лаваша, который выпекается по всем правилам, имеет "правильный" вкус и текстуру.
Любая национальная еда изменяет качество, покинув свою родину. На вкус блюда влияют минералы, находящиеся в почве, состав воздуха, особенности термообработки. Все это неизменно меняется в новых условиях. Именно поэтому перевозить производство не так просто, ценители настоящих суши предпочтут угощаться ими в Токио, а никак не в фаст-фуде.
И пока армянские хозяйки готовят толму - ассортимент маленьких магазинчиков с Араратом на вывеске будет расти. Может медленно, но - неизменно.

@НаринЭ

С душою жаркого тонира. Армянская кухня и бизнес