Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Художник Алексей Ганзен — внук Айвазовского

Мало, кто знает, что художник-маринист Алексей Ганзен — внук выдающегося художника армянского происхождения Ивана (Ованеса) Айвазовского. К 140-летию со дня рождения Ганзена о том, как потомки восстановили родословную, рассказывает правнучка Ганзена, кандидат исторических наук Ирина Федоровна Касацкая.

«Во всех документах, которые сохранились у нас, упоминания о том, что прадед Алексей Ганзен является внуком Айвазовского, не было. С 1989 года, с выходом указа о реабилитации жертв политических репрессий, начинают открываться архивы.

В 1990 году мой брат в одном из документов обнаружил связь Ганзена с Айвазовским, который приходился тому внуком по линии одной из дочерей. С этим он и отправился в Российский архив литературы и искусства, где увидел такую же фотографию, которая сохранилась и в нашем семейном альбоме. В архиве также были найдены письма второй дочери Айвазовского — Марии Айвазовской (в замужестве Ганзен), в которых были упомянуты мой дедушка и его старший брат», - пишет Sputnik Армения.

У Айвазовского были четыре дочери и девять внуков, из которых трое стали профессиональными художниками — Михаил Латри, Алексей Гандзен и Константин Арцеулов.

Среди них Алексей Ганзен — единственный из всех внуков, продолживший начатое Иваном Айвазовским направление в живописи. Плеяда художников главного морского штаба России начинается с Ивана Айвазовского, а заканчивается именем его внука — Алексея Ганзена.

История родства

Прадед Алексей Ганзен был женат единственным браком на моей прабабушке Олимпиаде Мурузи. На момент их встречи она была вдовой с двумя сыновьями. Первый муж прабабушки — мой родной прадед умер во время эпидемии тифа. Мы берем начало из известного греко-молдавского рода Мурузи.

После четырехлетнего вдовства, моя прабабушка, оставшаяся вдовой с двумя детьми, вышла замуж за внука Айвазовского — Алексея Ганзена. Алексей Васильевич стал заботиться о моем деде и его старшем брате.

По первому образованию Ганзен был юристом. После окончания университета в Одессе он уезжает в Дрезден и Берлин, где заканчивает две академии художеств, затем занимается в Мюнхене у самых известных академистов Германии того времени, изучает от офорта и пейзажа до живописи. Параллельно впервые принимает участие в Берлинской выставке 1903 года. После, уже в Италии изучает фресковую живопись, а с 1907 года поселяется во Франции.

В том же году, во Франции, за выставленную в галерее на Елисейских полях работу «Черное море», Ганзен получает особую награду, благодаря которой в дальнейшем выставляется без предварительного заключения жюри.

Он на высоте. Пишет до ста работ в год. Прекрасно зная конструкции военных судов, он писал их с «портретным сходством» независимо от того, немецкий ли это крейсер «Кенигсберг», русский миноносец «Живой» или английский флот в Дарданеллах. Его находят заказчики из США.

Дед и внук — два мариниста

Вспомним корабли, которые писал Иван Константинович… Если рассматривать произведения двух маринистов, на первый взгляд покажется, что они похожи. Ганзен будто повторяет творчество деда, но даже в этом повторе есть неимоверная сила нового художника, нового пера. В своем творчестве он продолжил начатое дедом направление. Однако, техники у них все же разные.

Также как и Иван Константинович Айвазовский, Ганзен очень любил знаки печати, экслибрисы. Он также как и дед, любил радовать маленькими подарками, например, мог отправить письмо с нарисованным пейзажем в углу бумаги.

Во всем творчестве Ганзена наблюдается отображение местности с фотографической точностью. Ганзен не подражал Айвазовскому, но его работы стали неким новым дыханием. Примечательно, что в его работах не гибли люди, он изображал бурю, шторм, туман, но не смерть человека.

Ганзен, подобно Айвазовскому, который кроме всего прочего, был также «крестным отцом» большей части населения города Феодосии, попечителем женской и мужской гимназий, получил при жизни ряд наград за попечительскую и благотворительную деятельность.

За свою жизнь Ганзен написал более 3000 больших полотен, многие сохранились в частных коллекциях.