Эмиграция армянского населения из Турции и Армении в страны Европы в 1915-1928 гг.

Эмиграция армянского населения из Турции и Армении в страны Европы в 1915-1928 гг.

В ХХ в. эмиграционные процессы в различных странах мира во многом были с вязаны с войнами, революциями и военными конфликтами. Эмиграция населения из этих стран проходила по различным и часто трагичным сценариям [Пеньковский 2005, 2006, 2009, 2011]. Но в истории эмиграции особняком стоит массовый исход армянского населения, начавшийся во время и после трагических событий 1915—1923 гг. в Османской Турции и Армении. Геноцид армянского народа стал основной причиной эмиграции миллионов армян в различные страны мира. 
В ходе Первой мировой войны произошло серьезное осложнение положения Турции. В 1915 г. британско-французские силы атаковали Дарданеллы. В связи с этим в Стамбуле начались подготовительные мероприятия для переноса столицы в Эскишехир и эвакуации местного населения. Боясь присоединения армян к союзникам, правительство Османской империи в марте 1915 г. начало депортацию и массовые убийства армянского населения. Всех, кто оказывал сопротивление депортации, турецкие войска убивали на месте. 
18 апреля 1915 г. в окрестностях Эрзерума состоялся массовый турецкий митинг, на котором армян обвинили в предательстве, а помогающих им мусульман предупредили о том, что они также разделят судьбу армян. В течение следующих недель армяне Эрзерумской области стали объектом серии нападений турок. В середине мая 1915 г. произошла резня в Хынысе и его окрестностях, где было убито 19 тыс. армян. Армяне из других деревень области депортировались в Эрзерум, большинство из них по дороге умерли от голода, жажды и истощения, а оставшихся в живых сбрасывали в реку со склонов ущелья Кемах. Небольшую часть оставшихся армян депортировали в Алеппо и Мосул, где удалось выжить лишь немногим. В июле 1915 г. уже в южной части Турции началось преследование армян. В ходе этой операции в городе Битлисе и его пригородах началось уничтожение представителей армянских общин. 
Константинопольский армянский патриарх докладывал католикосу в Эчмиадзин в октябре 1915 г., «что по сие время в Турции перебито 850 000 армян. Безоружных людей убивают, истребляют, как мух, только потому, что эти люди стремятся к свободе... План истребления армян в Турции, выработанный "конституционными" младотурками при содействии германских офицеров, систематически приводится в исполнение, и, весьма возможно, в ближайшем будущем настанет день, когда в 
Турецкой Армении не останется ни одного армянина. Число армян в Турции, по данным последней статистики, не превышает 1 200 000 душ. Если число армян, бежавших в Россию, достигает 200 000 человек, то, следовательно, в стране осталось не более 300 000 армян, остальные уничтожены»1. 
Мнения исследователей о потерях армян, погибших в 1915 г. в ходе различных спецопераций турецких властей, расходятся. По данным немецкого миссионера Иоганнеса Лепсиуса, было убито до 1,1 млн чел. Эрнст Зоммер из Немецкого союза помощи (Deutscher Hilfsbund für christliches Liebeswerk im Orient) оценил число депортированных в 1 400 000, а оставшихся из них в живых — в 250 000 чел. Согласно Армену Марсубяну, большинство историков оценивают число жертв в 1 — 1,5 млн чел. Профильные энциклопедии дают следующие оценки: Encyclopedia of Genocide — около 1 млн к 1918 г., Encyclopedia of Genocide and Crimes Against Humanity — около 1,2 млн погибших2. 
Папа Римский Бенедикт XV, озабоченный страшными последствиями геноцида, несколько раз обращался с письмами к султану Османской империи с просьбой прекратить мучения и резню армян3. Многие французские газеты в те годы выступили против геноцида, развязанного в Османской империи. В ряде газет были открыты специальные рубрики, где отмечалось, что в послевоенных условиях 1919 г. в Османской империи продолжается резня армян и их массовый исход с родных земель4. В объемной редакционной статье под названием «Исследование Le Petit Parisien относительно армянских погромов» как достоверное свидетельство очевидца приведена телеграмма специального корреспондента газеты с подробным описанием ужасающей резни армян. В газете отмечается, что с лета 1915 г. по осень 1918 г. в Османской империи убито около 1,5 млн армян, ставших жертвами турецкого ятагана, тогда как в течение 4 лет войны на некоторых фронтах столько человеческих жизней не унесло даже огнестрельное оружие. В статье подчеркнуто, что подобная резня не могла быть случайной и незапланированной, а ответственными названы Энвер, Талаат, Джемаль5. 
Геноцид турецких властей против армянского народа, проводившийся в 1915— 1923 гг., гибель более миллиона человек стали причиной массовой эмиграции армян из Турции и Армении в различные страны Европы и Азии. Армянское население в ужасе бежало из районов, где турки проводили массовые убийства. Армяне уходили, бросая дома, постройки, мастерские, скот, сады, поля — лишь бы только спастись от неминуемой смерти. Это был первый массовый исход целого народа в начале ХХ в. 
Многие армянские общины России обратились к руководству страны с просьбой спасти армян, подвергшихся страшному геноциду в Османской Турции и Армении. Эти просьбы был услышаны руководством и народом России. В результате сотни тысяч армян всеми возможными путями двинулись в сторону России. Эмиграционные потоки из Османской Турции и Армении шли в Россию различными путями. Один из наиболее массовых потоков армянских эмигрантов шел через Грузию в Россию по Военно-Грузинской дороге. Многие из армянских беженцев на подводах и пешком по горной дороге через Казбеги добирались до Владикавказа. 
Необходимо отметить, что многие жители России сочувственно отнеслись к армянским беженцам, помогали им, чем могли. Информация о трагических событиях 1915 г. и начавшемся исходе армян из Турции и Армении вызвала на юге России создание во многих городах комитетов помощи армянам-беженцам. Основную роль в деятельности этих комитетов играли представители армянской диаспоры, проживавшие в этих местах. В Ростове-на-Дону, Екатеринодаре, Ставрополе, Пятигорске и других российских городах развернули работу комитеты помощи беженцам. Они принимали армянских беженцев, обеспечивали их едой, одеждой, жильем. 
Большую работу по приему армянских беженцев провел комитет помощи армянам, созданный представителями армянской диаспоры, проживающей во Владикавказе. В состав армянского комитета вошли С.И. Юзбашев (председатель комитета, армянский консул), священники А. Саркисян, А. Мнаникян, В. Штаварбекян, Г. Итер-Ованесян, казначей комитета А. Бунтатянц, И.П. Лисицян, А. Мартиросян, С. Саакян, секретарь комитета Р. Гарибелян1. Этот комитет занимался приемом и размещением армянских беженцев. Несколько тысяч армян-беженцев по мере возможности обеспечивались продуктами питания и размещались в различных общежитиях, домах, складах и других приспособленных для этого помещениях. По решению армянского комитета были составлены списки армян — жителей Владикавказа, был объявлен сбор добровольных ежемесячных взносов в пользу беженцев. Армянские священники создали специальный фонд, который собирал деньги для нужд армянских беженцев2. 
Аналогичная работа проводилась армянскими комитетами Армавира, Екатеринодара, Ростова-на-Дону, Пятигорска и других городов юга России. Данные армянские комитеты встречали и размещали армянских беженцев, обеспечивали их продуктами питания, одеждой, информировали о сложившейся ситуации в различных странах мира. 
После сбора необходимой информации наиболее состоятельные армянские беженцы направились в черноморские порты и оттуда на кораблях отплыли в различные страны Европы. Десятки тысяч армян, находившихся в России, гонимые ужасами геноцида армян и начавшейся Гражданской войны в России, продолжили свой горестный эмигрантский путь по странам Западной Европы. Часть армянских беженцев попали в водоворот Гражданской войны и на кораблях вместе с белыми войсками убывали из Новороссийска, портов Крыма в Болгарию, Грецию, Сербию и другие страны. Одним из главных центров армянской эмиграции в те годы стала Франция, куда направились многие предприниматели, купцы, артисты, офицеры, интеллигенция, кустари, различные служащие. 
Одним из первых мест их расселения во Франции был Марсель, который стал одним из основных центров армянской эмиграции. Это было связано с тем, что до геноцида армян 1915 г. немало армян уже переселились в этот город. Значительный поток армянских переселенцев заполнил город в 1870—1895 гг., когда многие армянские семьи стали жертвами погромов режима Абдул Гамида в Турции. Вместе с французскими миссионерами армяне-католики и протестанты из Мараша, Урфы и Мардина перебрались в Марсель и, по сути, стали основателями первых больших армянских католических и протестантских общин страны3. 
Армянская община Марселя увеличилась в несколько раз после прибытия беженцев из Турции и Армении. Всем им оказывали помощь в переезде различные международные и общественные организации. Большую помощь в вывозе армянских беженцев из Османской империи оказал Международный Красный Крест, который постоянно держал в поле зрения проблемы армянских беженцев. В 1916— 1919 гг. Красный Крест несколько раз специально обсуждал проблемы армянских беженцев и принимал конкретные меры по спасению армян. Учитывая, что основным центром расположения армянских беженцев стала Франция, Красный Крест вывозил их во Францию на кораблях, грузовиках, по железной дороге. В ходе этой акции было выявлено большое число больных, которых Международный Красный Крест вывозил на лечение в Канны по железной дороге. Но основная часть армянских беженцев добирались до Марселя, а затем переезжали в Париж, Лион, Канны, Ниццу и другие города Франции. Распределением и обустройством прибывших армянских беженцев занимались местные комитеты и различные организации армянской диаспоры1. 
Одной из первых стран, принявших у себя армян из Османской Турции и Армении, стала Болгария, близкая армянам по христианской вере. Поскольку она находилась рядом с Турцией, через ее морские порты шел основной поток пароходов из черноморских портов России и Грузии. В Болгарии получили убежище многочисленные группы армянских беженцев из Турции. Позже к ним добавились те, кто прибыл из России в ходе Гражданской войны вместе с белыми войсками. Большинство из них не имели работы, жилья, документов. Поэтому с учетом имеющихся проблем беженские комитеты армян обратились к болгарским властям с просьбой об оказании помощи в решении социально-правовых проблем армянских беженцев. Эти просьбы были приняты и оперативно решены болгарскими властями. 
Кроме того, руководство Болгарии неоднократно рассматривало просьбы армян о предоставлении им болгарского подданства. В 1921—1928 гг. в Министерство юстиции поступили сотни просьб от армянских беженцев о принятии в болгарское подданство. Чаще всего в качестве лиц, желавших получить болгарское гражданство, выступали те, кто состоял на государственной службе либо находился в брачных отношениях с болгарскими гражданами. В результате значительная часть армянских беженцев получили болгарское гражданство [Кесева 2008: 126]. 
Некоторая часть армянских беженцев к началу 1921 г. перебрались в королевство Сербо-Хорвато-Словении, где их встретили благожелательно. Там многие из них в течение 1920-х гг. были трудоустроены, получили жилье. Часть армян из Сербии и Хорватии позднее переехали во Францию. 
Одним из международных последствий массовой эмиграции армян и русских стало создание Верховного комиссариата Лиги Наций по вопросам беженцев и военнопленных. Необходимо отметить, что Лига Наций постоянно держала в фокусе своего внимания проблемы армянских беженцев. За период 1920—1928 гг. Лига Наций много раз рассматривала вопросы, связанные с проблемами армянских беженцев. В 1920-х гг. Лига Наций несколько раз обращалась с посланиями к странам, принявшим большое число армянских беженцев, с просьбой оказать им содействие при устройстве на работу. 
28 июня 1928 г. Лига Наций провела конференцию по вопросам беженцев. На ней было принято Соглашение о юридическом статусе армянских беженцев в конкретных государствах. Согласно ст. 1 этого документа во всех странах пребывания армянских беженцев создавались представительства Нансеновского комиссариата. Эти представительства сыграли большую роль в спасении армянских беженцев в Болгарии, Сербии, Греции и особенно во Франции [Кесева 2008: 124]. 
Эмиграция армян из Турции и Армении в страны Западной Европы — трагическое явление мировой истории, требующее комплексного и всестороннего анализа, лишенного идеологической тенденциозности и пристрастности. В 1915—1928 гг. из Турции и Армении в страны Европы ушли сотни тысяч армян. Гонимые страшным геноцидом, они разъехались по разным странам мира. Массовые убийства армян, грабеж их имущества стали основной причиной их массовой эмиграции в страны Европы. 
В современном научном познании актуальной является проблема, связанная с предотвращением исторических явлений, подобных армянской трагедии. В концептуальном плане методологическим основанием может служить парадигма всемирно-исторической точки зрения, разработанная основателем выдающейся научной школы, названной французскими учеными Ecole Russe (Русская школа), Н.И. Кареевым [Васильев 2010a, 2010б, 2012]. Источником всего культурного богатства истории является деятельность людей: отдельные акты их мышления, язык, работа, взаимные договоры, проявление умения внушать, возможность властвовать, способность повиноваться. Именно люди являются единственными реальными существами, действующими в истории, — как отдельные личности, так и соединенные в общества и поставленные в определенные месологические (природные и культурные) условия. Человеческое общество есть не отдельное существо, а именно система, в которой отдельные существа, люди, связаны в одно целое. Главные особенности комплекса экономических, социальных, юридических, политических форм и традиций народа обусловлены условиями жизни страны. В то же время многое в жизни народов является результатом внешних влияний со стороны других народов. В каждом народе совершается свой внутренний процесс, в котором проявляется определенное единство: отдельные части находятся в зависимости от истории целого. В то же время отдельные народы или государства сами образуют своего рода составные части более обширных и интернациональных систем. Народы и государства — это системы, состоящие из разных комбинаций, причем системы эти являются самостоятельными. Данные системы образовались вследствие того, что между отдельными народами и государствами складывались разнообразные и постоянные отношения. Это, прежде всего, международные взаимоотношения и взаимодействие государств, которые могут регулироваться посредством договоров (политических, дипломатических, торговых, коммерческих и др.), союзов, коалиций, войн, изменения государственных границ, политической гегемонии, таможенных мероприятий и пр. Исторические события рассматриваются не только с точки зрения роли в этом процессе отдельных народов, их вклада в общую цивилизацию, их взаимодействия, их места и роли в прошлом (включая отдельные периоды как успехов, так и неудач, трагических явлений), но и с точки зрения их значения в истории человечества. Рассматривая всемирную историю во взаимодействии ее частей как единого целого, необходимо учитывать при этом разнообразие национальных факторов. 

Эмиграция армянского населения из Турции и Армении в страны Европы в 1915-1928 гг.