Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Великий русский певец Леонид Собинов поддерживал армян в годы Геноцида

Русская интеллигенция и армянская трагедия…

Один из крупнейших представителей русской классической вокальной школы Леонид Витальевич Собинов (1872-1934)

Еще во времена первой волны Геноцида в России зародилось движение в поддержку пострадавшим. Возможно, в те времена эта восприимчивость и сострадание русских людей было связано с тем, что они и сами были многочисленными жертвами: шло уничтожение армян, всех славян как представителей любого христианского народа. Впрочем, в конце 1876 года «Московские ведомости» напечатали корреспонденцию из Константинополя о том, как султан Абдул-Гамид сердечно предан исламу, но чужд фанатизма. Он назначил к себе куафёром христианина, чему доныне примера не было. Многие из придворных не без удивления видели это назначение, не постигая как можно допустить чтобы нечистая рука гяура касалась священной бороды калифа».

Впрочем, лирика образа быстро закончилась: ввиду категорического отказа султана исполнить требования держав о прекращении насилий над славянами (Лондонский протокол) Россия объявила Османской империи войну (24 апреля 1877 года). Абдул-Гамид входил в историю как Великий убийца.

Особенною жестокостью отличались погромы армян в 1894 году., когда было сожжено и разграблено около 50 тыс.домов и свыше 100 тыс. армян — мужчин, женщин, детей — было замучено, изувечено, разорено. Через три года представители русской интеллигенции (инициатор Георгий Джаншиев) выпускают сборник «Братская помощь пострадавшимъ въ Турции армянам».

Помимо статей, непосредственно посвященных злодеяниям курдов, дававших всю хронику событий, описывавших необратимые масштабы бедствия, тяжелое положение беженцев, говоривших о мерах помощи армянским сиротам и переселенцам, - в него вошли также материалы литературного и научного характера (участие в сборнике приняли мночисленные видные русские деятели: Л. Н. Толстой, Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. А. Гиляровский, Э.Э. Ухтомский, О.И. Тютчев, Н. Н. Златовратский, В. Г. Короленко, К. Д. Бальмонт, В. С. Соловьев, В. В. Верещагин, А. Н. Веселовский, К. А. Тимирязев, прот. Иоанн Кронштадтский и др.).Вырученные деньги идут в фонд поддержки армян.

Новая волна Геноцида пришлась на 1915 год. Через год Валерий Брюсов издает «Поэзию Армении с древнейших времен до наших дней». Валерий Яковлевич стал изучать его культуру в июне 1915 года, а уже в 1916 году в Москве вышла антология. В те годы выдающиеся русские певцы также помогали армянам.

В том же 1915 году в театре Артистического общества в Тифлисе с благотворительными концертами выступали Леонид Собинов, Фёдор Шаляпин, Яша Хейфец и другие известные артисты.

Сын ярославского мещанина Леонид Витальевич Собинов был всегда восприимчив к чужому горю и нужде. Его младший сын Юрий Леонидович Собинов погиб на войне в 1920 году. Позже, уже оставив адвокатуру, полностью посвятив себя музыке, будучи прославленным солистом (лирический тенор) Большого театра и его директором, он много занимался благотворительностью, помогал студентам, в том числе и будущему писателю Леониду Андрееву. Во время Первой мировой войны посредством концертных турне собрал и передал на помощь раненым и благотворительные нужды более 200 тысяч рублей.

Леонид Собинов покинул сцену в возрасте 60 лет в 1933 году. Во время пребывания в Риге 14 октября 1934 года Собинов умер от сердечного приступа ночью во сне в гостинице «Санкт-Петербург». Его тело перевезли в Москву специальным траурным поездом. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 2007 году в Ярославле был открыт памятник великому певцу, меценату и гражданину Леониду Витальевичу Собинову.

 

В настоящее время имя Собинова носят Саратовская консерватория, Ярославское музыкальное училище (колледж) и ежегодный музыкальный фестиваль. 29 декабря 2007 года был торжественно открыт памятник Собинову в Ярославле (на пересечении улиц Максимова и Трефолева). В 1969—1993 годах его имя носил речной круизный теплоход Московского речного пароходства

Фото rasfokus.ru

Собинов изображён в сценическом костюме в роли Ленского, партию которого считают одной из лучших в творчестве певца. В то же время, глядя на памятник, легко представить, что Леонид Витальевич вернулся в родной город и отдыхает в беседке над Волгой.