Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Художник Мелкона Товмасяна

Сообществу сочинских художников Мелкон Товмасян стал известен всего за год до смерти, хотя и прожил в Сочи последние десять лет своей жизни. Он жил достаточно замкнуто, не напрашиваясь на комплименты и не работая на заказ. 

«Художник не ординарный и самобытный. Экспериментируя в своих творческих поисках, он выработал собственный стиль. Его живопись постмодернистская, европейского уровня. Работал Мелкон преимущественно в графике и его пастели все немного символичные, таинственные, недосказанные и этим привлекают зрителя», - так говорит о творчестве художника отмечает Светлана Шелихова, заместитель директора Художественного музея  г. Сочи по науке.

Для почитателей таланта Мелкона Товмасяна одна из особенных его работ та, что он  написал за день до своей кончины. Это полотно не оформлено в раму, а скромно стоит рядом с кистями и палитрой на мольберте. Как рассказывает вдова художника, первоначально на холсте была великолепная светлая картина, а на утро родные увидели, что художник ее полностью изменил, нанеся второй слой. И это полотно полностью отразило предчувствие о скорой кончине. На следующий день художника не стало.

«Он был очень требователен к себе и всегда строго судил свои работы. После смерти мы нашли целую папку его графики»,  - говорит Гуари Товмасян, вдова художника. Эти работы и были представлены в Сочи в 2008 году в проекте «Проекция красоты». В экспозиции участвовали работы Мелкона Товмасяна, художника Владимира Переверзева, скульптора Акопа Халафяна.

Вот как оценивали искусствоведы Сочинского художественного музея наследие этого замечательного художника:

«При одном упоминании этого имени в памяти сразу же встает образ «философа – одиночки». Знакомство с живописью и пастелями Мелкона лишь дополняют это впечатление. Человек глубокого аналитического ума и большой, отзывчивой души. Он был прирожденным психологом и мог глубоко проникать в сокровенные уголки душевного состояния своих портретируемых. («Портрет девушки» 2007, «Портрет женщины» 1999, «Портрет дочери» 2007).

Национальный типаж был ему особенно близок не только как коренному ереванцу, но прежде всего потому, что в Армении дольше всего сохраняются почти в первозданном виде яркие корни национальной самобытности, с которой тесно связан и сам художник. Очень интересно рассматривать его автопортреты, в каждом он, как правило, отбрасывает все преходящее и суетное, создавая несколько отстраненные мужские образы, деформирует линии и тем самым еще больше подчеркивает все же узнаваемую индивидуальность «самого себя»».

Дар Мелкона продолжается: у внучки Софии обнаружился художественный талант. Девочка уже участвовала в городских детских выставках, а друзья семьи отмечают, что в работах внучки чувствуется почерк деда.

Мел­кон Тов­ма­сян ро­дил­ся 6 фев­ра­ля 1950 в Ереване, умер 1 но­яб­ря 2008г. в Со­чи. Пос­ледние 10 лет ху­дож­ник про­жил в Ку­рор­тном го­род­ке. Окон­чил Ере­ван­ский ху­до­жес­твен­но-те­ат­раль­ный ин­сти­тут в 1977г. С 1985г.-член Со­юза Ху­дож­ни­ков СССР. С 1999г.-член меж­ду­на­род­ной про­фес­си­ональ­ной ас­со­ци­ации ху­дож­ни­ков ЮНЕС­КО. Учас­тник мно­го­чис­ленных рес­публи­кан­ских, все­со­юз­ных и за­ру­беж­ных выс­та­вок. Его ра­бо­ты на­хо­дят­ся в фон­дах Со­юза ху­дож­ни­ков СССР, Ми­нис­терс­тва куль­ту­ры Ар­ме­нии, в А­ОЭ, в Му­зее сов­ре­мен­но­го ис­кусс­тва Ар­ме­нии, в час­тных кол­лекци­ях. Его выставки проходили в Ереване, Осло, Монреале, Абу-Даби, Париже, Бейруте.