Кинозал музея. Самсон и Гаспар: история двух соседей в фильме «Шелковица»

Кинозал музея. Самсон и Гаспар: история двух соседей в фильме «Шелковица»

Добрососедство — это целое явление. Сосед первым придет на помощь, первым протянет руку. Поделится с вами своей радостью или печалью, или вы с ним. Он спросит, как жизнь, как здоровье, как семья. Соседу можно доверить присмотреть за любимым питомцем, пока вы долго отсутствуете, или поухаживать за цветами: доверить ключ от своего дома.

Армянские дворики — прекрасный пример добрососедства, о котором нам рассказывает фильм «Шелковица».

 

Короткометражный фильм «Шелковица» снят в 1979 году режиссером Геннадием Мелконяном по рассказу Зорайра Халафяна. В фильме рассказывается история двух семей. Взрослые и дети, дружно собравшись вокруг собранных белых ягод тута (шелковицы), лакомятся этой вкусной ягодой. Камера обводит большое и могучее дерево, его крону, сквозь которую пробиваются солнечные лучи. И все это на фоне музыки, в которой выразились и солнечный день, и единение человека с природой и друг с другом (композитор Армен Боямян).

Это дерево собирает вокруг себя детей двух семейств. Мальчишки, забираясь на него, бросаются в девочек ягодами. Они веселятся и играют. Иногда между ними завязывается спор — чье это дерево? В итоге поделить его так и не получается. И вот один мальчик попадает девочке в глаз. Она плачет. Прибегает ее мама. Начинается спор между матерями девочки и мальчика:

— Интересно знать, с каких это пор дерево стало вашим?

— А вот с тех самых пор, как только дед моего мужа посадил это дерево.

— Дед твоего мужа бегал рядом, когда дед моего мужа сажал это дерево.

Перейдем к главам семейств — Самсону и Гаспару, роли которых исполнили Размик Ароян и Леонард Саркисов. Самсон зовет Гаспара выпить чашечку кофе. А за кофе они заодно и в партию шахмат сыграют. После завязавшегося спора между их женами, мы видим их уже за мирной беседой. Но тут спор загорается теперь между Самсоном и Гаспаром: кто умнее, кто сильнее, в чем заключается настоящая сила. Надо отметить вот что: Самсон — высокий и сильный, под стать своему имени, а Гаспар — маленького роста и не обладает такой дюжиной силой, как его сосед. И вот ирония судьбы. У Самсона — одни дочки, а у Гаспара — одни сыновья. Вдруг снова завязывается бой вокруг всеми любимого дерева. Теперь за дочек заступается Самсон. Все разбегаются, а спор Самсона и Гаспара готов перерасти в драку. Соседи схватились между собой; происходит такой разговор, никто кроме них его не слышит:

— Самсон, будь человеком. Не позорь меня перед сыновьями.

— Это как?

— Мальчики они у меня. Примером я им должен быть. Потерпи. Прошу тебя. Ради нашей дружбы. Ведь соседи же мы. Самсон джан, знаешь, как трудно быть отцом мальчиков. Еле справляюсь. Честное слово.

Камера скрывает от нас героев. Слышны только звуки якобы «схватки». В итоге — Самсон лежит, распростертый на земле. «Спасибо, Самсон джан, в вечном долгу перед тобой», — благодарит Гаспар. А за всем эти наблюдали сыновья Гаспара. Теперь они с радостью бегут обнимать отца.

Самсон расстроен, его гордость уязвлена. Подходит жена, улыбается ему, и они, поддерживая друг друга, направляются к своему дому.

Гаспар потом говорит сыновьям:

— И чтобы я больше не видел вас на этом дереве.

— Почему, папа? Ведь дерево наше, — вопрошают они.

— А с сегодняшнего дня — ихнее. Да.

— Жалко дядю Самсона, — заключает самый маленький из сыновей.

Потом мальчишки подходят к Самсону и спрашивают: «Дядя Самсон, можно на ваше дерево забраться. Туты натрясем, а?», — и стыдливо опускают глаза.

Самсон улыбается и смеется. Вот уже все помирились. Мальчики, забравшись на дерево, трясут его ветки, а остальные, растянув большую простынь, ловят тут.

На фоне всех этих перипетий своим чередом протекает жизнь самого младшего сына Гаспара, который пожалел дядю Самсона. Его все время можно увидеть то с куриным яйцом, то с цыпленком. Он с интересом и своей детской проницательностью наблюдает за окружающим миром, познает его. А яйцо в его руках — символ этого интересного и необычного мира, как и всегда. Можно провести параллель с героем романа Уильяма Сарояна «Человеческая комедия» — маленьким Улиссом:

«Мать его была во дворе и кормила кур. Она видела, как мальчик споткнулся, упал, но снова поднялся и пустился вприпрыжку. Он приблизился к ней бесшумно и встал рядом, а потом отправился к куриному гнезду за яйцами. Там лежало только одно яйцо. Улисс на него поглядел, вынул, принес матери и очень бережно его отдал, подразумевая при этом то, о чем ни один взрослый не может догадаться, а ребенок непременно позабудет рассказать».

Рипсиме Галстян

Кинозал музея. Самсон и Гаспар: история двух соседей в фильме «Шелковица»