Шарль Азнавур в фильме Франсуа Трюффо «Стреляйте в пианиста»

 Шарль Азнавур в фильме Франсуа Трюффо «Стреляйте в пианиста»

Шарль Азнавур, больше известный нам своим музыкальным творчеством, обладает еще и значительной фильмографией. Он снялся в более чем 60-ти кинокартинах. Азнавур сотрудничал с такими именитыми режиссерами, как Клод Лелуш, Жан Кокто и Франсуа Трюффо. В 2002 году канадский режиссер Атом Эгоян представил свой фильм «Арарат», посвященный Геноциду армян. Одна их главных ролей в нем была исполнена Шарлем Азнавуром.

 

В 1960 году на экраны выходит вторая полнометражная работа Франсуа Трюффо, одного из основоположников французской новой волны в кинематографе, — «Стреляйте в пианиста». Сценарий к фильму писался на основе романа американского писателя Дэвида Гудиса «Там, внизу» (1956). Гудис писал в жанре нуар. Фильм Трюффо сохраняет эту атмосферу пессимизма, герои разочарованы и цинично смотрят на происходящее вокруг них.

Фильм «Стреляйте в пианиста» — палитра жанров. В своей картине Франсуа Трюффо смешал триллер, мелодраму и черную комедию. В результате получилась своего рода пародия на популярные в США в 1940-х годах гангстерские фильмы. Криминальный сюжет отходит на второй план, он всего лишь фон для повествования о трагической любви и о превратностях славы.

 

Главная роль в фильме принадлежит Шарлю Азнавуру. Его герой Шарли Колер работает в баре, он — пианист. На его лице мы не прочитаем никаких эмоций, кажется, его вовсе не интересует происходящее, он ко всему безразличен. Музыка, исполняемая Шарли, — один и тот же такт, один и тот же ритм и никакого развития. Такая же, как и его жизнь.

Но кажется в это «темное царство» пробивается лучик света. Шарли влюбляется в официантку Лену. Как только он ее видит, его охватывает робость. Зритель временами слышит внутренний монолог рефлексирующего пианиста, обращенного внутрь себя. И здесь вспоминаются внутренние монологи Родиона Раскольникова из романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание».

Лена и Шарли/Эдвард (Мари Дюбуа и Шарль Азнавур)

Лена и Шарли/Эдвард (Мари Дюбуа и Шарль Азнавур)

 

Шарли постоянно прокручивает в голове то, как вести себя с Леной: что сказать и что сделать. Лена отвечает ему взаимностью. Мы наблюдаем за любовным треугольником — в Шарли влюблена его соседка, проститутка Кларисса. В ее роли сыграла Мишель Мерсье. Через четыре года после роли в этом фильме актриса исполнит роль аристократки в фильме Бернара Бордери «Анжелика, маркиза ангелов». Роль Анжелики принесет ей мировую славу.

Однажды Шарли заходит в гости к Лене. Там он видит висящую у нее на стене афишу со своим изображением. Афиша приглашает на концерт Эдварда Сарояна.

         «Теперь Шарли играет на пианино Плайне, но раньше все было по-другому. Правда, Эдвард? Правда?» — говорит ему Лена. После этих слов Шарли падает в бездну воспоминаний, которые, казалось бы, были им глубоко запрятаны. Шарли Колер вовсе не Шарли Колер. Его настоящее имя — Эдвард Сароян. Он когда-то был известным музыкантом, пианистом. Была и семья, любимая жена. Он был счастлив, но обрушившаяся на него слава будто бы выбивает почву из-под ног. Неуверенность в себе, постоянные размолвки с женой. В результате одной из ссор жена Эдварда признается ему: «Я согрешила. Я сделала ужасную вещь. Но теперь ты известный музыкант, и я рада за тебя. Ты взлетел благодаря мне… Ларшмиль». Ларшмиль — импресарио Эдварда, который сделал его знаменитым. Теперь Эдварду известно, какой ценой он приобрел славу. Он убегает из комнаты. Секунда. Возвращается. Его жена покончила с собой.

Цель дальнейшей жизни — забыть свое прошлое, себя, свое имя. Лена же хочет все это вернуть: «Я разбужу тебя. Ты снова станешь Эдвардом Сарояном».

Любовная линия развивается на фоне погони гангстеров за братом Шарли/Эдварда, не поладивших с ним. В этой истории оказываются замешаны теперь и сам Эдвард, и его младший брат, и Лена.

Сюжет и жанр фильма говорят сами за себя, позволяя предугадать концовку фильма. Кого мы увидим в итоге — Шарли Колера или вернувшегося Эдварда Сарояна?

 

Рипсиме Галстян

 

Шарль Азнавур в фильме Франсуа Трюффо «Стреляйте в пианиста»