Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Уильям Шекспир и армянский театр

В Армении отношение к творчеству Уильяма Шекспира особое. Об этом говорит хотя бы распространенность среди армян имен персонажей его пьес. Конечно, этот факт кажется второстепенным, если вспомнить воплощенные на армянской сцене шекспировские образы. Восхищение зрителей и мировое признание вызывала игра актеров Петроса Адамяна и Ваграма Папазяна. Вместе с ними мировое признание получила и армянская театральная школа в целом.

Петрос Адамян ǁ avproduction.am

Петрос Адамян, родившийся в Константинополе в 1849 году, прославился исполнением ролей Отелло, Короля Лира и в особенности Гамлета. Впервые он сыграл на сцене в константинопольском армянском театре. После закрытия в Османской империи армянских театров вместе с некоторыми другими актерами Адамян переезжает в Россию. Он выступает на сцене в Тифлисе, Баку, Шуши, Александрополе (ныне Гюмри).

Петрос Адамян стал тем артистом, который впервые на армянском языке исполнил роль Гамлета (перевод Сенекирима Арцруни). Произошло это в 1880 году. С 1883-го по 1888 год он гастролировал по России, выступая на армянском и французском языках. В русской печати Адамяна признавали одним из крупнейших трагиков мира. Еженедельник «Искусство» писал, что Адамян вложил в исполнение роли Гамлета «гораздо более страстности и энергии, чем, например, известный Сальвини и Росси…». Мировую славу итальянским актерам Эрнесто Росси и Томмазо Сальвини также принесли роли в шекспировских пьесах.

Джон Гилберт. «Пьесы Уильяма Шекспира», 1849 ǁ wikipedia.org

Адамян был признан лучшим Гамлетом второй половины XIX века в мировом масштабе. Сам Эрнесто Росси, считавшийся непревзойденным Гамлетом, увидев Адамяна в этой роли, подарил ему свою фотографию с дарственной надписью: «Адамяну — Первому в мире Гамлету».

Творчество Петроса Адамяна повлияло на многих армянских актеров театра. Среди них был и Ваграм Папазян.

Ваграм Камерович Папазян родился, как и Адамян, в Константинополе. Учился он сначала в Венеции, а затем в Милане — Миланской академии художеств. Папазян играл в труппах таких известных итальянских актеров, как Элеонора Дузе, Эрмете Новелли и Эрмете Цаккони.

С 1907-го по 1922 год Ваграм Папазян периодически работал в армянских труппах Константинополя. Актер гастролировал по городам Болгарии, Албании, Македонии, Фракии, выступал в Баку и Тифлисе.

Ваграм Папазян в роли Отелло. В роли Дездемоны Арс Восканян ǁ wikipedia.org

В 1922 году Ваграм Папазян с группой актеров, среди которых был и Рачия Нерсесян, переехал в Советскую Армению. Последовали гастроли по городам СССР, а также во Франции, Иране, Болгарии, Ливане. С момента своего переезда по 1954 год Папазян играл и ставил спектакли в армянских и русских труппах Еревана, Тбилиси, Баку, Ленинграда, Москвы и Одессы. Спектакли давались на армянском и русском языках.

В 1926 году в Тифлисском армянском театре, который в 1991-м был назван именем Петроса Адамяна, Ваграм Папазян поставил драму Михаила Лермонтова «Маскарад». Сам он также сыграл роль Евгения Арбенина. В 1932-м в парижском театре «Одеон» Папазян исполнил роли Отелло и Гамлета. Особую славу ему принесла роль Отелло.

Рубен Симонов, описывая лучших «Гамлетов» на русской сцене, так отозвался о Папазяне: «Ваграм Папазян в роли Гамлета стремился раскрыть борьбу героя с собственным неукротимым характером, играя человека, неспособного совладать со стихией своих страстей».

Еще одним актером, воплотившим образы шекспировских героев, стал Хорен Абрамян. Им были сыграны роли Отелло, Ромео, Кориолана. Остановимся на Кориолане, который был в числе лучших ролей Эрнесто Росси.

Трагедия Шекспира «Кориолан» впервые была опубликована в 1623 году. Ее сюжет основан на античных «Жизнеописаниях» полулегендарного римского полководца времен Республики Кая Марция. Основой послужили труды Плутраха и Тита Ливия. Кай Марций отличился при взятии столицы вольсков Кориол в 493 году до н.э. После доблестной победы он был прозван Кориоланом, по названию взятого им города. За военным триумфом и славой Кориолана последовала борьба с врагами внутри своего стана, его изгнание из Рима и предпринятая им попытка мести.

Хорен Абрамян в роли Кориолана

В 1981 году Армянским театром имени Г.М. Сундукяна совместно со Студией телефильмов «Ереван» был поставлен телеспектакль «Кориолан». Режиссерами постановки стали Аркадий Айрапетян и Рачия Капланян. В роли Кориолана сыграл Хорен Абрамян.

Текст Шекспира взят в переводе армянского писателя и переводчика Хачика Даштенца, автора романа-эпопеи «Зов пахарей» и поэмы «Фаэтон Алек». Хачик Даштенц переводил многие трагедии и комедии Уильяма Шекспира. Музыку к спектаклю написал Тигран Мансурян, известный своей работами к фильмам «Танго нашего детства» и «Песнь прошедших дней». Музыкальное сопровождение в исполнении Армянского симфонического оркестра телевидения и радио.

Кориолана — героя Хорена Арамяна — отличают такие качества, как храбрость, прямодушность, честность и откровенность. Вот что говорит о нем один из героев трагедии, первый патриций:

Он слишком прям, чтоб в мире с миром жить.
Нептун трезубцем и Юпитер громом
И те его польстить им не принудят.
Мысль у него со словом нераздельна:
Что сердце скажет, то язык повторит.
Позабывает он в минуты гнева,
Что значит слово «смерть».

Источники:

1. АДАМЯН Петрос Иеронимович ǁ world-shake.ru.

2. ВАГРАМ ПАПАЗЯН ǁ kino-teatr.ru.

3. Театральная Энциклопедия ǁ gumer.info.

Фото обложки: «Чандосовский портрет», один из предполагаемых портретов Шекспира (1600–1610) / wikipedia.org