НаринЭ

Церковь Зоравор на картине Рубена Овнатаняна 1968 года

НаринЭ
Церковь Зоравор на картине Рубена Овнатаняна 1968 года

Говорят, фотография полностью заняла место живописи, но все же, иногда именно картины и рисунки позволяют нам воссоздать прошлое. Вот и картина Руьена Овнатаняна из Национальной галереи Армении показывает нам, как застраивалась площадка вокруг церкви Зоравор в Ереване.

 

Знаете ли, тема деликатная, хоть мы теперь и не совсем осознаем, что значила она  в те годы для ереванцев. А ведь тогда происходило нечто похожее на сегодняшний день. Вот, представьте. Церковь Зоравор. Она стоит на небольшом возвышении так, что в прошлом все окружавшие ее частные дома были гораздо ниже. Купол был виден издали. Люди приходили сюда, неторопливо шагая между низеньких заборов частных садов. 

После советизации Ереван строили так, чтобы здания на центральных улицах загораживали "культовые постройки". Церковь Погос-Петрос, русский храм в центре, центральная часть храма Католике, были снесены главным образом потому, что их невозможно было "прикрыть" домами, и они виднелись в общей панораме города. Все остальные постройки, в том числе и Голубая мечеть сохранились благодаря тому, что архитекторы скрыли их от глаз соседними постройками.

Оживленный когда-то район, в котором находилась церковь Зоравор стал тихим и почти безлюдным. От ограждения осталась только арка, по церковному двору теперь можно было пройти с любой стороны. А вокруг стали выситься новые здания. Постройку одного из них и запечатлел художник. Рубен Овнатанян показывает нам скелет будущего здания - балки и панели сереют вокруг храма, но не похожи ли они на кресты? 

Прошло ведь не так много времени, а величественный когда-то ландшафт изменился до неузнаваемости - церковь, как игрушка потерялась среди высоток. 

@НаринЭ

Церковь Зоравор на картине Рубена Овнатаняна 1968 года