Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Армянский "Демон" Беглар Амирджан – лучший баритон России и Закавказья

Забытое имя из старых времен – Беглар Богданович Амирджаньянц. Армянский советский артист оперы (лирико-драматический баритон), камерный певец и педагог. 

Беглар Богданович Амирджаньянц.

Он также был известен под сценическими псевдонимами Амирджан или Амирджанов.

  Он родился 14 июля 1868 года в Тифлисе. В 1885 году окончил Нерсисяновскую семинарию и стал руководить хором и выступать с сольными концертами.

 

Уже через год его приглашает Макар Екмалян петь в армянской церкви в Петербурге.  В то же время в 1886 году он принят бесплатно в Петербургскую консерваторию в класс профессора Станислава Ивановича Габеля, по некоторым источникам к Камиллу Эверарди.  

Позже молодой Беглар продолжает обучение в Миланской консерватории, попадая к Джорджо Ронкони, певцу, о котором Павел Анненков писал: «Ронкони, привыкший вывозить на плечах нищенские произведения новых итальянских композиторов, блистал на первом плане, развёртывая перед публикой, взамен пустоты сочинения, всю силу и гибкость своего голоса».

У Ронкони Беглар учится до 1891 года. И уже через 3 года блистает в Венеции в партии Валентина в опере Шарля Гуно «Фауст». Так  начинается блестящая артистическая судьба: Турин, Генуя, легендарный миланский «Ла Скала».

впервые армянская речь зазвучала на российской сцене благодаря Беглару Богдановичу Амирджаньянцу в опере "Демон" Антона Рубинштейна



В 1895 в составе Итальянской оперы с театром "Новый Эрмитаж" Беглар Амирджан выступает в Москве. 

В 1896—99  он - солист московского Большого театра (дебютировал в партии эфиопского царя Амонасро в опере Джузеппе Верди «Аида».

Интересно, каким образом после прославленных сцен мира он попадает в провинциальный уральский город Пермь?

Удивительно, но спустя годы, в том числе и благодаря эвакуации в годы Великой Отечественной войны Мариинского театра, тогда Ленинградского театра оперы и балета им. С.М.Кирова в Молотов, так тогда называлась Пермь, здесь была заложена очень крепкая основа для того, чтобы впоследствии этот город на Каме стал одним из центров культурной жизни России.

В Перми Беглар Богданович работает с 1899 до 1900, потом приезжает еще и в 1902 году. Он гастролирует по всей России – в Иркутске, Ростове-на-Дону, Одессе, Нижнем Новгороде, где выступал с самим Федором Ивановичем Шаляпиным в опере Бородина «Князь Игорь».

Был он на сценах Казани, Воронежа, родного Тифлиса, Баку, Симферополя, Астрахани, Киева, Харькова.

В 1903 году он покоряет своим вокальным мастерством зрителей московского театра «Аквариум». Сад и театр «Аквариум» в конце XIX — начале XX века занимал определенное место в театральной жизни Москвы

Сад и театр «Аквариум» в конце XIX — начале XX века занимал определенное место в театральной жизни Москвы. Здесь выступал и Беглар Амирджан

Это было удивительное время, большой глоток свежего воздуха перед тем, как в первую русскую революцию польется кровь. В самом саду будут блистать уже не Леонид Собинов и Вера Комиссаржевская, а забастуют революционеры в схватках с полицией.

С 1904 по 1916 Беглар Богданович поет в Народном доме Петербурга и записывается на граммпластинки на «Граммофоне». Сегодня преемником этой компании стал магазин, который торгует музыкальными дисками. Пластинок Леонида Собинова выпуска 1904 года ( в этом же году, возможно, начал записываться и Беглар Амирджаньянц) сохранилось немного, в основном в музейных и частных коллекциях. Например, пластинку Леонида Витальевича с арией Вертера из одноименной оперы Жюля Массне можно купить за 8600 рублей.

Быть может, среди читателей Армянского музея есть меломаны, у кого хранится запись голоса и Беглара Богдановича. На сегодняшний день в интернете нет ни одного (!) видео и аудиофайла, передающего вокальный дар этого прославленного певца, благодаря которому в 1914 году в Москве звучал  "Демон" на армянском языке, где он исполнял заглавную роль. 

Он обладал лучшим баритоном своего времени. Благодаря большому диапазону он брал и басовые партии. А репертуар его включал свыше 50 партий.

С 1913 вел певец ведет курсы в Петербурге, с 1916 — в Тифлисе. В 1921 по инициативе его были организованы пять народных музыкальных школ, в одной из которых он до 1932 был заведующим и учителем пения. 
Поддерживал творческие связи с выдающимися армянскими музыкантами, в том числе с Комитасом и Xристофором Макаровичем Кара-Мурзой, композитором, дирижером, фольклористом и просветителем.  
Талант певца высоко ценили Антон Рубинштейн и Иван Айвазовский. Армянские народные песни Беглар Амирджаньянц исполнял с особенным мастерством.

Среди его партнеров были Леонид Собинов, Аделаида Больска, Николай и Медея Фигнеры и знаменитая оперная певица Надежда Амбарцумовна Папаян. Вместе с ней они гастролировали в Астрахани, Баку и Тифлисе. Где певец и умер в 1937 году. Но до этого он еще успел сняться в первом грузинском звуковом кино в 1932 году у Лео Эсакия в ленте«Шакир» («Роте- Фане») в главной роли кулака Вальтера.

Фильм повествует о том, как на Северном Кавказе, в 1930-е годы батрак Роберт выступает с призывом организовать колхоз среди немецких колонистов — и получает живой отклик среди бедняков. Под влиянием кулацкой агитации часть середняков уезжает в Германию. А между тем в колхозе «Роте-Фане» жизнь набирает силу. Кулак Вальтер подговаривает батрака Шакира убить Роберта. Но Шакир видит в Роберте друга, не раз выручавшего его из беды. Он приходит к следователю и вскоре сам вступает в колхоз.
Среди лучших партий Беглара Амирджаньнца – Сусанин, Руслан, князь Игорь, Иван Грозный ("Псковитянка"), Борис Годунов, Троекуров, Елецкий, Кочубей, Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Мефистофель ("Фауст"), Марсель ("Богема"), Эскамилио, Риголетто, Яго.

Валерия Олюнина