Константин Аладжалов: встреча с Сергеем Есениным и работа в американских журналах

Константин Аладжалов: встреча с Сергеем Есениным и работа в американских журналах
Константин Аладжалов

Константин Аладжалов

Внушительный архив работ художника-графика, иллюстратора и акварелиста Константина Аладжалова хранится во многих собраниях США. Это и библиотека Сиракузского университета, и Смитсоновский институт, и Архивный исследовательский центр Говарда Готлиба в Бостонском университете. Работы Аладжалова можно увидеть в коллекциях Бруклинского музея, Музея современного искусства в Нью-Йорке и художественных музеях Филадельфии и Далласа.

Константин Иванович Аладжалов родился в 1900 году в Нахичевани близ Ростова-на-Дону (Нахичевань-на-Дону) в армянской семье. Детство его прошло в Ростове-на-Дону. Он — старший брат Семёна и Степана Аладжаловых, впоследствии ставших знаменитыми советскими художниками-плакатистами. Константин Аладжалов по окончании гимназии самостоятельно занялся рисованием. В 1917–1918 годах учился в Петроградском университете. После революции 1917 года рисовал агитплакаты, портреты вождей революции и расписывал агитпоезд. В 1918 году художник возвращается в Ростов-на-Дону, где начинается его сотрудничество с журналом «Искусство». Создает графические декоративные элементы для журнала «Донская волна».

В 1920 году произошла встреча Константина Аладжалова с Сергеем Есениным.

Портрет Сергея Есенина работы К. Аладжалова. 1920 год

Портрет Сергея Есенина работы К. Аладжалова. 1920 год

В память об этой встрече сохранился портрет поэта, нарисованный им. Через девять лет он был впервые опубликован в книге Мэри Дэсти «Конец Исидоры Дункан» (Detsi M. Isadora Duncan’s end. London, 1929). Валентина Кузнецова, исследователь жизни и творчества Сергея Есенина, пишет о его портрете: «Не сразу и подумаешь, что это портрет Сергея Есенина. Контурной линией вылеплено лицо, ничего мягкого, всё резковато: губы без улыбки, большеватый нос, глаза, зрачки которых сдвинуты к переносице, волосы, челкой густой закрывающие лоб до бровей. В волосах тяжесть чувствуешь, не пышность. На голове шапочка, напоминающая тюбетейку. Что-то от угловатого подростка в этом портрете, и угрюмость взгляда, сосредоточенность внутрь себя, какая-то обиженность сомкнутых плотно губ».

В 1929 году художник Давид Бурлюк в письме из Нью-Йорка сообщил Софье Толстой-Есениной, жене Есенина и внучке Льва Толстого, о портрете поэта. В другом письме годом позже, в 1930-м, Бурлюк пишет, что «портрет С.А. Есенина работы Аладжанова, сделанный им в поезде», будет отправлен   в Москву. Позже портрет был опубликован в издании «Музей С.А. Есенина» без указания имени художника.

В 1923 году Константин Аладжалов эмигрирует в США. В 1928 году он уже получает американское гражданство. Поначалу художник писал фрески в частных домах, оформлял русские ночные клубы на Манхэттане (например, «Bi-Ba-Bo Club»), писал заказные портреты, занимался сценографией, рисовал афиши для театра и кино. В 1924 году был приглашен расписывать стены в новом ресторане русской графини Анны Зарнекау.

В 1926 году начинается сотрудничество Аладжалова с журналом The New Yorker. Его иллюстрация на обложке журнала впервые была опубликована на номере от 25 сентября 1926 года. Постепенно приобретая популярность среди американской прессы, он стал автором иллюстраций в таких популярных американских журналах, как Life, The Saturday Evening Post, Vogue, Fortune, New Masses, Vanity Fair. Большинство их этих расунков выполнены в мягкой юмористической манере. Аладжалов также иллюстрировал книги по заказам издательств: «Золушку» Элис Дюэр Миллер, «Книгу песен» Джорджа Гершвина, «Семейный альбом» Павла Чавчавадзе, «От Иеговы до джаза» Хелен Кауфман и детские книги Корнелии Скиннер.

Несмотря на то, что творчество Аладжалова сочетает в себе несколько жанров, узнали и полюбили его в большинстве своем благодаря сатирическими зарисовкам, посвященным жизни современной Америки. В своих иллюстрациях он уделял большое внимание мелким деталям, изображая комичность повседневности в собирательных чертах своих персонажей. Были те, кто относил его рисунки к жанру реализма. Многие элементы рисунка в то же время говорили о жанре карикатуры, отличающейся цветовым изяществом и продуманностью.

Помимо рисования, Аладжалов занимался и преподавательской деятельностью. В 1940–1950-е годы он дает уроки композиции и рисунка в рисовальной школе «Феникс» в Нью-Йорке, читает лекции по композиции в художественной школе Parsons и в художественной студии Александра Архипенко, американского скульптора и художника украинского происхождения. Проходят несколько персональных выставок Аладжалова в Нью-Йорке, Далласе, Голливуде и Уичито (штат Канзас). В 1942 был издан альбом репродукций его рисунков под названием «Жанровые картины» («Conversation pieces»). Текст для альбома был написан известной американской журналисткой Жанет Фланнер.

Источники:

1. Кузнецова В.Е. Портреты Есенина. esenin.ru/esenin-v-izobrazitelnom-iskusstve/grafika/kuznetcova-v-e-portrety-esenina

2. artcyclopedia.ru/aladzhalov_konstantin.htm

3. www.artrz.ru/1804790676.html

4. www.curtispublishing.com/bios/Alajalov.shtml

Подготовила Рипсиме Галстян

 

Константин Аладжалов: встреча с Сергеем Есениным и работа в американских журналах