Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Портреты семьи Лазаревых кисти Сергея Зарянко

А.М. Колесов. Портрет художника Сергея Константиновича Зарянко

В одной из предыдущих статей, посвященных семье Лазаревых, Армянский музей Москвы рассказывал о крепостном художнике Иване Аргунове. Аргунов нарисовал портреты первых представителей этого рода, обосновавшихся в России. Сегодня же мы вам расскажем о другом художнике, запечатлевшем образы их потомков, — Сергее Зарянко.

Сергей Константинович Зарянко родился в 1818 году в местечке Лядов (Ляды) Бабиновицкого уезда Могилевской губернии. Сейчас это — Дубровенский район Витебской области в Белоруссии. Отец Заряняко был крепостным крестьянином в имении князя Любомирского. Вспомним, что и Иван Аргунов был крепостным графов Шереметевых. Но судьба Зарянко сложилась несколько иначе. Его отец получил вольную, после чего переселился вместе с семьей в Санкт-Петербург. Там он устроился на работу у князя Александра Голицына.

Уже с самого детства Сергей Зарянко проявил склонность к рисованию. Первым его учителем стал художник Василий Аврорин. Сам Аврорин учился живописи у Алексея Венецианова. Именно по его поручению он и стал давать уроки живописи 12-летнему Сергею Зарянко.

Заметив талант юного художника, Венецианов способствовал в 1834 году определению Зарянко в вольноприходящие ученики Императорской Академии художеств. В 1837 году он учился уже у самого Алексея Венецианова.

В 1836 году за «Вид Фельдмаршальского зала в Зимнем дворце» Сергей Зарянко был отмечен малой серебряной медалью. В 1838 году за «Вид Тронной залы» был удостоен звания неклассного, то есть свободного, художника. В 1841 году за картину «Рекреационная зала в Училище правоведения» был награждён большой серебряной медалью.

В 1843 году за картину «Внутренность Морского Никольского собора» получил звание академика. В 1850 году за портреты графа Фёдора Толстого и ротмистра Д.В. Хвостова академия присудила ему звание профессора.

В 1856 году по рекомендации Фёдора Прянишникова Зарянко начал работать в Московском училище живописи и ваяния — инспектором и старшим профессором живописи. С конца 1865 по 1870 год художник жил преимущественно в Санкт-Петербурге, где работал над портретами членов царской семби для «Романовской галереи» в Эрмитаже.

Сергей Зарянко написал около сотни портретов, среди которых портреты членов семьи Лазаревых. О некоторых из них музей уже подробно рассказывал. Это и тайный советник Христофор Екимович Лазарев, и его зять с дочерью — князь Семён Давыдович Абамелек и Елизавета Христофоровна, и многие другие.

Сергей Зарянко не сразу обратился к портретной живописи — сначала он рисовал интерьеры. Но именно благодаря своим портретам его мастерство приобрело особое признание. Глядя на них, кажется, что это вовсе и не портрет. Складывается ощущение, что стоишь перед реальным человеком, мгновение и он оживет. Или же перед вами не портрет, а фотография. Портретные работы Зарянко отличаются своей реалистичностью, точному воспроизведению лиц и проработкой мельчайших деталей. Удивительна передача света.

Внимание современников не могло обойти стороной работы Сергея Зарянко. Среди одного из восторженных отзывов о нем был и такой: «…создал совершенно новый род портретной живописи, который можно назвать пластической действительностью. Портреты г-на Зарянки живут и дышат. Он сообщает удивительную живость глазам».

  • С.К. Зарянко. Портрет Христофора Екимовича Лазарева, 1851.

  • С.К. Зарянко. Портрет Семёна Давыдовича Абамелека, 1853.

  • С.К. Зарянко. Портрет Елизаветы Христофоровны, 1854.

  • С.К. Зарянко. Портрет Вани (Ивана Христофоровича Лазарева), 1851.

Источники:

1. Зарянко Сергей Константинович — Галерея произведений ‖ cultobzor.ru.

2. Столпянский П. Зарянко, Сергей Константинович ‖ ru.wikisource.org.