Что Достоевский об Айвазовском говорил
Фёдор Достоевский и его брат Михаил с 1861 по 1863 годы издавали собственный литературно-политический журнал «Время». После же его закрытия братья стали выпускать журнал «Эпоха». В этих журналах были опубликованы многие произведения Фёдора Михайловича. Среди них, например, можно выделить «Униженные и оскорбленные», «Записки из мертвого дома» и «Записки из подполья».
В одном из номеров журнала «Время» за 1861 год была опубликована статья под названием «Выставка в Академии искусств за 1860–61 год». Под анонимным автором статьи скрывался не кто иной, как сам Фёдор Достоевский.
В своей критической статье автор сравнивает труд художника с трудом писателя. Параллель проводится с конкретным писателем — Александром Дюма-отцом, чей плодотворный труд подчас вызывал изумление современников. Дюма-отец до сих пор среди самых плодовитых писателей мира держит почетное первенство — его работы насчитывают 100 000 страниц.
Известно, что Иван Айвазовский за всю свою долгую жизнь написал около 6000 картин.
Вот что Фёдор Достоевский писал про труд Айвазовского:
«Талант Айвазовского всеми признан, несомненно, точно так же, как и талант Александра Дюма-отца; и между этими двумя художниками чрезвычайно много общего. Г. Дюма пишет с необычайною легкостью и быстротою, и г. Айвазовский тоже. Г-н Дюма написал ужасно много, г. Айвазовский тоже. И тот и другой художник поражают чрезвычайною эффектностью, и именно чрезвычайною, потому что обыкновенных вещей они вовсе и не пишут, презирают вещи обыкновенные. Занимательность их композиций не подлежит сомнению.
Дюма читался с жадностью, с азартом; картины г. Айвазовского раскупаются нарасхват. У того и у другого произведения имеют сказочный характер: бенгальские огни, трескотня, вопли, вой ветра, молния. И тот и другой употребляют краски, во-первых, обыкновенные, а потом, вдобавок к ним, пускают там и сям эффекты — тоже с естественным источником, но преувеличенные до последней степени, до той точки, где начинается уже карикатура. Собственно говоря, в этом сравнении для г. Айвазовского оскорбительного ничего нет; все искусство состоит в известной доле преувеличения, с тем, однако же, чтобы не переходить известных границ».
Восхищен Достоевский был картиной Айвазовского «Буря под Евпаторией», написанной им в 1861 году.
«„Буря под Евпаторией“ г. Айвазовского так же изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер — без соперников, здесь он вполне художник. В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре. И этого свойства таланта г. Айвазовского нельзя назвать односторонностью уже и потому, что буря сама по себе бесконечно разнообразна. Заметим только, что, может быть, в изображении бесконечного разнообразия бури никакой эффект не может казаться преувеличенным, и не потому ли зритель не замечает излишних эффектов в бурях г. Айвазовского?»