София Голицына (Делянова): благотворительность и любовь к живописи

София Голицына (Делянова): благотворительность и любовь к живописи
 К.А. Коровин. Портрет княгини Софии Николаевны Голицыной, 1886

К.А. Коровин. Портрет княгини Софии Николаевны Голицыной, 1886

У генерал-майора Русской императорской армии Давида Артемьевича Делянова (Делакьяна) были два сына. В 1816 году родился старший — Николай, в будущем тайный советник и директор Лазаревского института. Младшему Ивану, он родился двумя годами позже, суждено было стать Министром народного просвещения. О Давиде Делянове и его младшем сыне Армянский музей подробно рассказывал в предыдущих материалах. Сегодня же мы остановимся на внучке Давида Артемьевича, дочери Николая — Софии.

Николай Делянов был женат на Елене Абрамовне Хвощинской. Она принадлежала у к среднедворянскому старинному роду, история которого берет начало с XVI века. У Николая Давыдовича и Елены Абрамовны родились четыре дочери: София, Ольга, Екатерина и Мария. Старшая София появилась на свет в 1851 году. В 1871 году она выходит замуж за князя Владимира Михайловича Голицына, действительного тайного советника. В будущем он — московский вице-губернатор, а затем и губернатор, с 1905 года один из 12-ти почетных граждан Москвы.

Многое о жизни Софии Николаевны мы узнаем из мемуаров, написанных ее внуком Сергеем Михайловичем Голицыным. В «Записках уцелевшего» он рассказал о нескольких поколениях семьи Голицыных и родственных им семей, доведя повествование до событий 1917 года.

Сергей Михайлович пишет о своих дедушке с бабушкой, что они «душа в душу прожили вместе 54 года. У них было десять человек детей, но две девочки умерли совсем маленькими». София Николаевна помогала мужу в делах благотворительности. На собственные средства она открывала богадельни и приюты.

 В.А. Серов. Портрет князя Владимира Михайловича Голицына, 1906

В.А. Серов. Портрет князя Владимира Михайловича Голицына, 1906

Еще с юности София Николаевна увлеклась живописью, рисовала и писала акварелью. Она рассказывала, что брала уроки у князя Григория Гагарина, художника-любителя. Кстати, интерес вызывает его картина «Армянка», написанная в 1840-е годы. Также среди учителей Софии Голицыной был и Алексей Саврасов.

«В моем деревенском домике хранится испорченная скверным лаком ее копия с картины Айвазовского. Она очень хорошо вышивала. Долгое время в нашей семье береглись ширмы с вышитыми шелком птицами, а у меня хранится платок — бывшая спинка от кресла, которую она украсила аппликациями. Она помогала молодым художникам, изыскивала средства на организацию их выставок, стремилась доставить им известность, уговаривала своих богатых приятельниц купить их картины. Одним из этих молодых художников был Левитан. Его, как еврея, собирались высылать из Москвы, благодаря хлопотам бабушки, он остался».

 Еще с юности София Николаевна увлеклась живописью, рисовала и писала акварелью. Она рассказывала, что брала уроки у князя Григория Гагарина, художника-любителя фотография.  1871 года

Еще с юности София Николаевна увлеклась живописью, рисовала и писала акварелью. Она рассказывала, что брала уроки у князя Григория Гагарина, художника-любителя фотография.  1871 года

София Николаевна устраивала у себя рисовальные вечера, на которых бывали многие известные художники. Она оставила интересные воспоминания о дворянском быте и жизни высшего света конца ХIХ века.

Занимательна история, связанная с портретом Софии Николаевны. Когда ей захотелось иметь собственный портрет, она обратилась к своему давнему другу художнику Василию Поленову. Он порекомендовал ей своего ученика Константина Коровина, талантливого начинающего художника. Когда портрет Голицыной был почти закончен, Поленов приехал к ней в гости. Княгини не оказалось лома. Художник увидел портрет: что-то ему в нем не понравилось. Он решил это исправить — взял кисть и краски. Написал на свой вкус. Как позже выяснилось, «исправления» не пришлись по душе Софии Николаевне. Она отослала портрет в имение в Тульской губернии Бучалки. Вскоре его забрали в Москву. Портрет был настолько велик, что никак не помещался в комнатах. Его свернули в рулон и спрятали в уборной. В 1924 году его обнаружил художник Петр Кончаловский. Он был удивлен, что такая искусная работа хранится в столь неподходящем месте. Кончаловский немедленно уговорил княгиню его продать в Третьяковскую галерею. «Портрет был продан за 25 червонцев, то есть 250 рублей — такие тогда были цены. Он долгие годы висел в Коровинском зале, и люди останавливались перед ним и любовались той красавицей, которая, держа руки на спинке кресла, глядела на них сверху».

Помимо портрета Софии Николаевны сохранились еще несколько ее фотографий. Вот как описывает бабушку ее внук: «Судя по фотографиям и по портрету Коровина, в молодости она была не просто красива, но отличалась особенной, благородной красотой греческой богини. Курчавые волосы, которые передались многим ее потомкам и точеный, с небольшой горбинкой нос напоминал о ее армянском происхождении. Она была шатенкой, с большими светлыми и очень добрыми глазами».

София Николаевна Голицына умерла в 1925 году. Она похоронена на Дорогомиловском кладбище в Москве. Ее супруг Владимир Михайлович прожил после нее семь лет. За эти годы ему пришлось испытать немало тягот. Он несколько раз был арестован. В 1929 году его выслали сначала в Сергиев (ныне — Сергиев Посад), затем в Дмитров. Там Голицын и скончался 29 февраля 1932 года. Он был похоронен на кладбище около Казанской церкви в селе Подлипичье, которое сейчас входит в состав Дмитрова. Могила князя не сохранилась. Территория же самого кладбища была впоследствии частично застроена.

Рипсиме Галстян

Источники:

1.     Голицын С.М. «Записки уцелевшего» : мемуары.

www.nasledie-rus.ru/podshivka/5406.php?begin=51

София Голицына (Делянова): благотворительность и любовь к живописи