Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

В Армении обсуждают речь Католикоса Великого дома Киликийского Арама I

Армянские политологи, политические обозреватели, журналисты, блогеры продолжают оценивать итоги форума «Армения – Диаспора».

На фоне скептических реплик, попадавщих в информационное поле на прошлой неделе, многие подчеркивают эффективность мероприятия. По словам участников, ценно оно в большей мере не только тем, что были заключены договоренности бизнесменов, ведущие к прямым инвестициям в Армению и Арцах. А тем, что актуализировались те глубинные проблемы, которые ведут к размежеванию, в частности, российской и западной общины.

Большой резонанс имело выступление Католикоса Арама I.

Католикос Великого дома Киликийского Арам I привел цитату из Евангелия, отметив, что вызовы времени необходимо правильно распознавать и диагностировать.

На фоне скептических реплик, попадавщих в информационное поле на прошлой неделе, многие подчеркивают эффективность мероприятия.

По его словам, Армения и Диаспора — не партнеры, а чада одного народа. Следовательно, данный механизм необходимо заложить в основе будущего. Католикос Арам I отметил, что Диаспоры не станет, если случайными мероприятиями мы будем заживлять раны страны.

"Армения не место для прогулок и не рынок для ведения бизнеса, тем более не пропуск. Не дай бог иметь лишь такой подход к Армении. Армения — это возможный дом армян, дом прошлого, настоящего и будущего. Нам есть что сказать и сделать по этому поводу: мы должны сделать ее более мощной", — сказал он, призывая Армению эффективно и правильно использовать потенциал Диаспоры.

"Но это взаимодействие не стоит рассматривать только в виде экономических проектов. Наша вековая история свидетельствует: спасение народа в коллективной силе", — заключил Католикос Великого дома Киликийского.

Духовный пастырь армянских епархий Ливана, Сирии, Ирана, стран Персидского залива, Греции, США, Канады и Кипра подчеркнул, что укрепление Диаспоры — это усиление Армении, это взаимный процесс.

Католикос Великого дома Киликийского Арама Первогоasbarez.com

Присутствовавший на форуме блогер, руководитель клуба армянских знатоков, Тигран Кочарян считает, что «откровенно популисткое выступление Арама Первого, ничего кроме снисходительной улыбки у многих не вызвало. Вроде неплохое выступление, но никакого продолжения не будет. Поэтому и видно недовольство, так как инициатива диктования Армении чего-то уже не у них в руках. Да и лоббирование в самих странах проживания сильно ослабело».

Политический обозреватель Айк Халатян в публикации «Как армяне обижают армян, и что с этим делать», напротив, говорит, что "племенная речь" одного из самых авторитетных армянских священнослужителей — католикоса Великого дома Киликийского Арама Первого, вызвала всеобщее одобрение. При этом видеокамера выхватила из зала реакцию депутата турецкого парламента Гаро Пайляна, который кивал словам послания Арама Первого.

Действительно, для Пайляна позиция Киликийского католикосата, имеющего свои епархии в Ливане, Сирии и на Кипре, должна быть особенно близка, так как в эти дни стало известно, что Турция вводит в Сирию, в одну из самых болезненных для армянского мира «точек», дополнительные войска.

Кстати, само участие Гаро, точнее, его эффективность, тоже по-разному оценивается армянскими экспертами. Политолог Анжела Элибегова пишет, что Пайлян не из «нашего политического поля, да и образ героя формируется скорее как мученика, несущего на своих плечах всю борьбу во вражеском лагере. Гаро Пайлянов у нас нет и не будет, они тут не нужны электорату».

Выступление Арама Первого можно в целом оценивать как нравственный камертон или внутренний набат армянина. Об этом свидетельствует и то, что эту речь владыка, борец за признание факта Геноцида армян в Османской и Кемалистской Турции за репарации армянского достояния, уже произносил в 2014 году на одном из диаспоральных форумов. Опять же многим армянам, проживающим на Родине, претит сама форма подобного высказывания с «указующим перстом». Похоже, времена, когда Армения объединялась вокруг Спюрка, проходят.