Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Художник и поэт: как Геворг Григорян нарисовал портрет Сергея Есенина

Геворг Григорян (Джотто). Портрет Сергея Есенина, 1922

В 1920 году в Москве открылись Высшие художественно-технические мастерские, ставшие первой советской школой дизайна. Среди учащихся ВХУТЕМАСа был Геворг Григорян. Поступил он в 1921-м сразу на второй курс: приемная комиссия выделила способности молодого художника из Тифлиса.

Геворг Григорян, вдохновленный творениями итальянского художника эпохи Ренессанса Джотто ди Бондоне, а после прозванный его именем — Джотто, учился у художницы Любови Поповой, одного из крупнейших мастеров русского авангарда.

В московский период своей жизни Геворг Григорян встретился с Сергеем Есениным. Он — автор нескольких портретов поэта. Историю их знакомства рассказывает в своем эссе «Джотто. Гоген не из моего огорода» писатель Рубен Ангаладян, который был знаком с Григоряном: «В один из приездов в Ереван я завел разговор о Сергее Есенине, должен сказать, что Мастер написал несколько чрезвычайно интересных, поэтичных портретов великого поэта. Особенно мне понравился портрет 1970 года, где поэт в динамичном повороте туловища протягивает зрителю зеленую ветку. Это его открытость и порыв, его служение Поэзии…»

Геворг Григорян (Джотто). Портрет Сергея Есенина, 1970.

«…я возвращался к Есенину снова и снова… С годами я стал воспринимать его несколько иначе — глубже, по-моему. Но, как бы то ни было, мой Есенин менялся вместе со мной, сохраняя, однако, очарование своей молодости, которая со временем — и это, наверное, естественно, — обрела в моих глазах особенное сияние, представилась спутницей его таланта. Последний портрет С. Есенина я написал в нынешнем году… Я хотел передать, как я понимаю его теперь и что мне дорого в нём, и в памяти о нём, и в молодости его и моей» ǁ esenin.su

Далее Рубен Ангаладян приводят воспоминания самого Геворга Григоряна: «Познакомились с Сергеем Есениным в Москве. Он пришел, нет, ворвался в нашу мастерскую во ВХУТЕМАСе. Искал кого-то. Я смотрел восхищенными глазами на него, хотя разница в годах между нами было ничтожной. И хотя он был старше меня на два года, однако Есенин уже много лет гремел по всей России. Поэт был одет в прекрасно сшитый серый костюм и с тростью в руке. Был в хорошем расположении духа, не пьяный. Я решил рискнуть… Попросил его попозировать. Мои сотоварищи студенты в мастерской радостно онемели. Неожиданно для меня Есенин согласился, но сказал, что во времени ограничен. Я не рискнул спросить, сколько времени он уделит мне. Быстро найдя довольно большой по тем временам картон (в дефиците в эти годы были именно материалы), я начал маслом писать портрет. Кто-то попросил поэта почитать последние стихи — тогда это было принято. Эти годы теперь обозначены, как время открытых поэтических диспутов и декламаций. Он с ходу начал.

Сначала прочел „Наша вера не погасла“, а потом „Прощай, родная пуща“ и несколько фрагментов из „Пугачева“. Узнав, что я тбилисский армянин он стал расхваливать своего близкого друга и великого реформатора театрального искусства, художника Георгия Якулова. У Якулова на квартире Есенин повстречал американскую танцовщицу Айседору Дункан, которая, вскоре, стала его женой, и кому „с любовью“ посвящена поэма „Баллада о двадцати шести“. Мне тогда стало ясно, что Есенин сильно ценит и по-человечески очень привязан к „Жоржу Великолепному“. Пока я размышлял о этих отношениях, Есенин собрался и буквально в считанные секунды исчез бесследно. Мне оставалось продолжить работу в одиночестве. Та работа ведь была импровизацией, хотя и острой, сильной… У молодости есть и такое преимущество. Кстати, кроме меня, как выяснилось позднее, еще двое ребят писали портрет великого поэта».

Источники:

1. Рубен Ангаладян. Джотто. Гоген не из моего огорода ǁ bvahan.com.

2. Луганчанин Анатолий Мальцев собрал уникальную коллекцию экспонатов, связанных с жизнью и творчеством Есенина ǁ esenin.su.