Как североафриканские братья армян амазахи борются за свою свободу

Как североафриканские братья армян амазахи борются за свою свободу
 Читатель нашего сайта Александр Гулян из Санкт-Петебурга пишет, что такие тату, как у девочки берберки, ставили на армянках курды и некоторые арабские племена вокруг Дер-Зора 

Читатель нашего сайта Александр Гулян из Санкт-Петебурга пишет, что такие тату, как у девочки берберки, ставили на армянках курды и некоторые арабские племена вокруг Дер-Зора 

Армянский музей Москвы уже писал о берберах (амазахах) - коренном белокожем народе Северной Африки, выражая распространенное мнение ученых мира о том, что амазахи являются арменоидами.

Путешественник Джефри Тайлер в своем очерке "Марокканские берберы, опубликованном в журнале "«National Geographic Россия» (январь, 2005) рассказывает о том, как берберы, многие из которых живут в горах, развивают движение за национальное возрождение берберской культуры. Джефри удалось побывать в городе Завия-Сиди-Хамза, основанном в 1600 году, некогда бывшим центром мусульманского мистицизма. Берберы-горцы исповедуют ислам (сунниты), многие учат арабский, хотя дома говорят на тамазигхте - исконном берберском языке. Берберы, живущие в горах, сами производят все необходимое. Кое-что приходится закупать: апельсины, специи, сахар и лекарства. 

Эта обособленная, самодостаточная жизнь и плохо поддающаяся ассимиляции жизнь, как мы видим из рассказа Джефри, во многом схожа с жизнью западных армян. В очерке о социально-экономическом положении армян в Османской империи накануне войны (Р. Кеворкян "Геноцид армян. полная история" стр. 310) названы те же пункты, что до сих пор характеризуют жизнь берберов. Суровые климатические условия, изоляция от внешнего мира, большая роль семьи и общины. Благодаря чему в этих населенных пунктах развивались разные ремесла. Такие общества всегда ориентированы на собственное развитие, приверженное традициям. 

АМАЗАХИ 10.jpg

Безусловно, не вполне правомерно сравнивать уклад и уровень жизни берберов и армян. Все-таки участие армян с торговой и финансовой сферах были значительными, вследствие этого выделение богатой верхушки. Впрочем, арабы грабят берберов также, как в свое время османские владыки армянское население. 

 На этом старинном фото: армянка Шуши (Нагорный Карабах- Арцах). А ведь действительно национальные костюмы армян и берберов (амазахов) очень похожи. Фото liveinternet.ru

На этом старинном фото: армянка Шуши (Нагорный Карабах- Арцах). А ведь действительно национальные костюмы армян и берберов (амазахов) очень похожи. Фото liveinternet.ru

Преподавать берберский языки власти Марокко разрешили сравнительно недавно. Берберы живут по всей Северной Африке, но ни в одной стране региона они не сталкивались со столькими проблемами, как в Марокко, хотя именно здесь их больше всего. В этом государстве отказываются признавать их национальную самобытность. Арабский язык объявлен государственным. Кроме этого арабы и берберы долго сражались с протекторатом Франции. Изгнать французов удалось только в 1956 году. После этого берберы стали протестовать против существующего положения вещей, подпольно издавали газеты, обучали в школах старому берберскому алфавиту тифинах и вели разговоры о революции. В марте 2000 года несколько сотен берберских интеллектуалов подписали "Манифест берберов". В нем был выдвинут ряд требований к властям. Подписавшие хотели, чтобы правительство уделяло больше внимания экономическому развитию берберских сельских районов, выделяло средства для берберских культурных организаций и исправило школьные учебники: в них ни слова не говорится о той роли, которую берберы сыграли в истории Марокко. Успеха они уже добились в 2003 году. Не смотря на уступки, активисты говорят, что этого недостаточно. Их главное требование: существование берберского народа и языка должно быть признано в конституции Марокко. 

Ученые не знают точно, откуда в Северной Африке появились светлокожие, худощавые высокие мужчины и изящные красивые женщины. Есть гипотеза, что случилось это за много сотен лет до того, как эти земли завоевали арабы и даже до прихода финикийцев. Сейчас многие амазахи ассимилировали с местным населением арабской или африканской внешности, но осталось и не мало «чистых» представителей. 

Самоназвание этого народа означает "господарь", "свободный, благородный человек". Это антропологический тип, вариант балкано-кавказской расы, входящий в большую европеоидную расу. Распространён по всей Евразии, с большей концентрацией в Малой Азии, а также в Армении, Сирии, Ливане и редко в Грузии . Главными современными представителями данного типа являются армяне и ассирийцы, в меньшей степени восточные субэтнические группы грузин.

Спорно, но есть версия, что амазахи - родственники гуанчей, коренного населения Канарских островов.  Называют их и "африканскими славянами". 

Современные берберы утверждают что они – прямые потомки этрусков и римлян. Все народности берберов – европеоидного облика, белокожие, с голубыми глазами, рано лысеющие.  Всего их  в мире  около 4- 6 миллионов человек. И они сохранили целый ряд этнических обычаев.

Название «берберы» неизвестно большей части самих берберских народностей, так как было дано им европейцами по аналогии с «варварами» из-за непонятности их языка. Есть среди берберов иудеи и христиане. Берберам удавалось на протяжении нескольких веков сопротивляться тотальной исламизации, сохранять свою независимость и совмещать мусульманские и христианские традиции со своими собственными культами, самобытным языком и культурой, остающейся и сегодня, почти в неизменном виде. 

Армянский музей Москвы приглашает вас посмотреть  фотогалерею женских портретов берберов (амазахов)

Как североафриканские братья армян амазахи борются за свою свободу