Кинематограф стал искусством: в день рождения Чарли Чаплина

Кинематограф стал искусством: в день рождения Чарли Чаплина

«Чаплин был не просто большим человеком, он был гигантом. В 1915 году он ворвался в мир словно привидение со своим даром комедии, смеха и помощи, в то время, когда всё разрывалось на части в Первой мировой войне, и в течение следующих 25 лет — и во время Великой депрессии, и во время возвышения Адольфа Гитлера, — он продолжал творить… Вряд ли какой-то другой человек когда-либо сможет принести больше радости, удовольствия и облегчения в тот момент, когда в них так нуждается большинство людей». Такую оценку журналист Мартин Сифф дал Чарли Чаплину в рецензии на книгу «Чаплин: жизнь», написанную Стивеном Вайсманом в 2008 году. Прошло много времени после выхода немых картин Чаплина, а интерес к ним нисколько не иссякает, кажется, наоборот, всё возрастает.

Эпоха зарождения кинематографа. Первые немые фильмы стали ничем не меньше, как чудом. У людей появилась своего рода возможность взглянуть на жизнь со стороны. Изначально целью кино в основном было рассмешить зрителя, не давая ему при этом никакой духовной пищи. Вспомним хотя бы эксцентрические «кистоунские комедии», населенные, как писал критик Джилберт Селдес, «негодяями, мошенниками, фальшивомонетчиками, бродягами — словом, людьми деклассированными; для контраста показаны полицейские и хорошенькие девушки». Свое название эти комедии получили по киностудии «Кистоун» (Keystone Studios), созданной Маком Сеннетом. Дорога Чарли Чаплина в кино берет начало как раз на этой студии.

Чарли Чаплин и Джеки Куган в фильме «Малыш»

Чаплин пытается имитировать довольно грубый стиль сеннетовских комедий, от которого он постепенно отходит. Вскоре, став знаменитым киноактером, Чаплин оттачивает свой экранный образ.

Поначалу его персонаж Чез (на съемочных «хлопушках» в сохранившихся рабочих дублях он был обозначен как Chas Chaplin) выглядел нагловатым жуликом и ловеласом. Постепенно в нем появляется все больше человеческой теплоты и лиризма, что можно связывать с созданием в дальнейшем образа «Маленького Бродяги». В своих фильмах Чаплин смешил и в то же время заставлял думать.

1921 год ознаменован для Чарли Чаплина выходом его первой полнометражной режиссерской работы. Фильм «Малыш», по своему жанру близкий к тригикомедии, стал одним из самых известных произведений Чаплина. В декабре 2011 года он был включен в Национальный реестр фильмов США, как «имеющий большое культурное, историческое или эстетическое значение». «Малыш» сочетает комедийные эпизоды с лирикой, драматизмом сюжета, жесткой социальной критикой и метафорическими кадрами. Советский российский режиссер кино и театра Григорий Козинцев писал: «„Малыш“ — в основе своей народная сказка о несчастной матери, бросившей своего ребёнка, о нищем, его усыновившем и сберёгшим от зла».

Благодаря этой картине приобрел славу и зрительскую любовь Джеки Куган. Первого в истории ребенка-кинозвезду Американский комитет помощи Ближнему Востоку привлек к делу спасения армянских и греческих сирот. С его участием комитетом были организованы пункты сбора одежды и молочных продуктов «Нестле» во многих городах США. Известна фотография, где Джеки в пункте сбора одежды для нуждающихся армянских сирот.

Чарли Чаплин продолжает обращаться к социальным проблемам. В 1936 году он снимает комедию «Новые времена». В нем Маленький Бродяга пытается выжить в новом индустриальном обществе во времена Великой депрессии. Приходит эра промышленности, человеку надо поспевать за ее достижениями, за ее ускоряющимся ходом, новыми идеалами. Несмотря на все злоключения, которые постигают героев фильма, они не унывают. Бродяга Чарли и Девушка, тщетно пытающиеся устроить свою жизнь, быть счастливыми, в конце фильма взявшись за руки устремляются по длинному шоссе в дальний путь. Может, их ждет счастливая жизнь?

Появление звукового кино практически прекратило существование «великого немого», а многие актеры той эпохи не смогли найти себя в эру звука.

Чарли Чаплин стал одним из немногих, чье творчество продолжилось с приходом звука. Например, в его фильме «Новые времена» Маленький Бродяга исполняет смешную песню, состоящую из смеси слов, похожих на итальянские и французские слова. Так зритель впервые услышал голос своего любимого героя, правда и в последний раз: эта картина стала последней с участием Бродяги. А первым полностью звуковым фильмом Чаплина стал «Великий диктатор» (1940) — политическая сатира на нацизм и в особенности на Гитлера.

Чаплина не раз спрашивали о создании фильма с таким щекотливым сюжетом. Он отвечал: «В ходе создания фильма мне стали приходить беспокойные письма из „United Artists“… однако я был полон решимости доделать этот фильм, потому что Гитлер должен был быть высмеян». Позже в автобиографии, опубликованной в 1964 году, Чаплин напишет: «Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать „Диктатора“, не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения».

Чарли Чаплин — лауреат премии Американской Киноакадемии 1973 года и дважды обладатель внеконкурсного почетного «Оскара» 1929 и 1972 годов. Почетную премию «Оскар» 1972-го Чаплин получил со следующей формулировкой своих заслуг — «за бесценный вклад в то, что в этом веке кинематограф стал искусством».

Кинематограф стал искусством: в день рождения Чарли Чаплина