Турция: амбивалентность или диалектика?

«Амбивалентность» - этот термин часто используют психиатры, чтобы характеризовать биполярное расстройство психики. Впрочем, его можно вывернуть, найдя в нем некий здравый смысл, оправдывая невнятную, противоречивую позицию(политику) законами диалектики.

Как нам сегодня адекватнее характеризовать то, что происходит в Турецкой Республике? Неднородность, национальная негомогенность еще не причина придавать процессам в Турции оттенки шизофрении. Возможно, скажут туркофилы, речь идет о самых что ни на есть здравых тенденциях развития общества-мозаики, состоящего из большого числа этнокомпонентов (турки, курды, хемшилы, армяне, заза и др), политических партий: «умеренные исламисты» борются с приверженцами заветов европеизированного Ата-Тюрка, завершившего ряд геноцидов, начатых младотурками.

В феврале 2018 года многие турки узнали, что их предками были армяне.

На портале общественных услуг Турции (Turkiye.gov.tr) заработала новая функция, при помощи которой граждане страны могут увидеть свое генеалогическое древо, введя в систему имя, фамилию и дату рождения. Отмечалось также, что через несколько часов после запуска система вышла из строя,а после перезапуска информация о многих известных государственных и политических деятелях стала.

 Зачарованный мир амшенских армян, уцелевших, так как приняли мусульманство задолго до Геноцида. 

Зачарованный мир амшенских армян, уцелевших, так как приняли мусульманство задолго до Геноцида. 

Прецеденты такие были и раньше. И в крови, и в мировоззрении многих турок находилось то, что так хотелось забыть. Внук одного из организаторов армянского Геноцида Джемаля –паши Хасан Джемаль, известный журналист, долгие годы отрицал геноцид, но в конце концов принял трагические страницы истории и стал поддерживать армянский вопрос. Среди турецких пословиц есть неоднозначные:

Вина на том, кто убил, или на том, кого убили?

Волк любит туманную погоду.

 Даже если тебя тошнит кровью, скажи: «Я выпил кизиловый шербет».

Если кто-то говорит правду, то и текущие воды останавливаются.

Если летом ты будешь есть лукум, то зимой ты будешь есть мои отбросы.

В некоторых из них явно отражено желание сказать надвое. То есть мудрость турецкого народа состоит в том, чтобы во фразе «казнить нельзя помиловать» как можно дольше не ставилась запятая. Именно эта характеристика ментальности нации многими европейскими народами, армянами воспринимается как откровенная лживость. Представьте себе, как можно вывернуть пословицы, которые мы только что упомянули.  

 Фото: Associated Press /Bilal Hussein

Фото: Associated Press /Bilal Hussein

Примечательно, что знание европейца, которое так или иначе стремится к прозрачности, отцентрованности, избегает уловок и многозначности. Аристотель отмечал, что его диалектика – это логика вероятностного знания, которое прежде всего необходима людям творческим. Как пишет исследователь Недточаев А.С, диалектику древнегреческий философ строго отличает от аналитики – логики безусловно достоверного.

 Действительно, законы диалектики плохо работают в политологии, юриспруденции. Пожалуй, там может быть внедрен диалектический механизм, который запускает борьбу противоречий, все остальное - от лукавого. 

24 апреля премьер-министр Турецкой Республики, точнее, ее «демократический султан»,  Реджеп Эрдоган принес соболезнования армянскому народу. Он сказал, что в Турции разделяют боль, которую переживают сограждане из числа этнических армян. При этом не были указаны причины и движущие силы резни. Уважение Эрдогана армян Стамбула не ставится нами под сомнение. Его любимый фотограф Ара Гюлер, «глаз Стамбула», этнический армянин. Но второй новостью, пришедшей из соболезнующей Турции, был запрет проводить акцию памяти невинных жертв в Стамбуле.

В декабре 2008 года 200 турецких выдающихся журналистов, политиков и профессоров, выступавших с извинениями за «Великую катастрофу 1915 года», инициировали кампанию «Простите нас». Это был очевидный намек на Геноцид армян, так как этот термин все еще открыто не используется. Турецкая литература, видимо, поэтому и отличается своей высокой художественностью: вместо того, чтобы сказать одно-единственное слово, они вводят целую речевую конструкцию-намек. Так действовали в древности и славянские племена. Так, по одной из этимологической версии, русское слово «медведь» произошло от двух «мед» «ведает». Некоторые исследователи утверждают, что делалось это из чувства страха перед зверем.

У католиков есть традиция давать двойные имена ребенку, чтобы «обмануть смерть».

Кого уже целый век обманывает Турция?

 На востоке современной Турции, на берегу реки Ахурян находится город-призрак Ани́ — древняя столица армянского Анийского царства. Основанный более 1600 лет назад, город располагался на пересечении нескольких торговых путей. В 11 веке здесь проживало более 100 тысяч человек. Фото blackseanews.net

На востоке современной Турции, на берегу реки Ахурян находится город-призрак Ани́ — древняя столица армянского Анийского царства. Основанный более 1600 лет назад, город располагался на пересечении нескольких торговых путей. В 11 веке здесь проживало более 100 тысяч человек. Фото blackseanews.net

Ведь тратятся огромные средства на псевдоисторические сайты, где последствия Мец Егерн армян («Великой Резни») изображены как «депортация» и только. То есть вполне мирная депортация на обозах, а не попытка вырезать всех до единого (или обречь на смерть в сирийской пустыне) , вплоть до ванских кошек, которые также подпадали под Геноцид как символ армян. Впрочем, сегодня эта удивительная кошка, которая не боится воды,  считается символом в Турции. В Анкаре ее образ можно встретить на любом плакате, на мозаике у автобусной остановки. Оказывается, эти кошки отмечены благословением Аллаха.

Турки требуют от России вернуть артефакты времен царства Урарту. По словыам министра благоустройства Фарука Озака, он на протяжении девяти лет добивается возвращения артефактов общим весом 30 тонн и около 500 рукописей. Многое из этого наследия армян хранится в Институте восточных рукописей в Санкт-Петербурге, который возглавил Иосиф Орбели, после того, как перестал работать в должности директора Эрмитажа.

Итак, зачем туркам святыни народа, которого они истребили? Чьи сакральные места, как озеро Ван, подвергается десакрализации, куда спускается грязная промышленная вода? Зачем туркам, которых уже по телевидению учат правильно пользоваться металлоискателями, чтобы находить «армянское золото» в Ани? Рукописи они просят вернуть для того, чтобы их продать, а часть их разместить в турецких музеях как свидетельство бережного отношения к другим культурам. 

Турки давно постулируют, что эта древняя столица армянского царства будет восстанавливаться и такие примеры действительно есть, а с другой стороны, учат уничтожать то малое, что осталось.

Так зачем Эрдогану приносить соболезнования армянам, если армяне Алеппо в Сирии гибнут так, как в 1915, поощряемые турецкими националистами, поддерживающими ИГИЛ?

 Ванская армянская кошка теперь зовется ангорской турецкой. Для турков ее сохранил Аллах. Фото icdn.ensonhaber.com

Ванская армянская кошка теперь зовется ангорской турецкой. Для турков ее сохранил Аллах. Фото icdn.ensonhaber.com

Предсказума была тактика портала общественных услуг Турции. Намекнуть своим гражданам, что они на «крючке». И при случае то, что в их крови есть армянская, будет использоваться как аргумент для истребления или заведения уголовного дела.  

Итак, назовет ли Турция все слово или будет играть в пустой барабан? Наличие свободных ячеек уменьшается: чистка уже своей, турецкой элиты, движется по армянскому сценарию, хоть и не так стремительно, как в 1915-ом…

 

 

 

 

 

 

 

 

Турция: амбивалентность или диалектика?