Портреты семьи Лазаревых кисти крепостного художника Ивана Аргунова

Иван Аргунов. Автопортрет, конец 1750-х – начало 1760-х

Сегодня мы можем увидеть образы первых Лазаревых, обосновавшихся в России, благодаря мастерству крепостного художника Ивана Петровича Аргунова. Среди тех членов семьи, кого нарисовал Аргунов, супружеская чета Лазаревых — Лазарь Назарович и Анна Иоакимовна — и один из их сыновей Минас Лазаревич.

Лазарь Назарович вместе со своей семьей в 1747 году переселился из Персии в Россию. От него и пошел славный род российских промышленников и меценатов Лазаревых, которые вскоре стали «сердцем» армянской общины Москвы.

В семье Лазаря Назаровича и Анны Иоакимовны родились пять детей, четыре сына и дочь: Ованес (Иван), Овагим (Еким), Хачатур (Христофор), Минас и Анна. О Минасе Армянский музей Москвы уже рассказывал вам в материале про Церковь Святого Воскресения на Армянском Ваганьковском кладбище. Прошло два столетия — двери храма, основанного Минасом и его братом Екимом, открыты по сей день.

Иван Аргунов. Портрет Л.Н. Лазарева, 1760-е

Портреты Лазаря Назаровича и Анны Иоакимовны хранятся сейчас в Музее-усадьбе Останкино, а портрет их сына Минаса в Национальной картинной галерее Армении.

Важно остановиться поподробнее на личности художника портретов Лазаревых, жизнь которого была сплошь соткана из противоречий.

Иван Петрович Аргунов (1729–1802) был талантливым живописцем-портретистом. Он рисовал портреты петербургской знати, портреты князей и княгинь, а в 1762 году ему и вовсе поручили написать портрет императрицы Екатерины II. Портрет Ее Величества рисовал художник, бывший в крепостной зависимости. Аргунов, один из родоначальников камерного портрета в России, был крепостным графов Шереметевых.

Иван Аргунов. Портрет А.И. Лазаревой, 1769

Иван Аргунов родился в семье крепостных графа Алексея Черкасского, впоследствии отошедших к графу Шереметеву в качестве «приданого» его жены Варвары Алексеевны. Учителями Аргунова по живописи стали двоюродный брат Фёдор Аргунов и иностранные мастера. Среди учителей был и немецкий живописец, работавший в России, — Георг Кристоф Гроот, придворный художник императрицы Елизаветы. Учитель вместе со своим учеником создавали иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе.

В работах Ивана Аргунова сочетаются традиции европейского портрета и русской иконописной манеры, что тем самым делает его произведения оригинальными и неповторимыми. Одной из его самых известных работ считается «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784). Аргуновым использовались приемы барокко, которые в дальнейшем оказали значительное влияние на развитие русской реалистической портретной живописи.

Иван Аргунов. Портрет М.Л. Лазарева, 1769

Блестящее мастерство художника сочеталось с его хозяйственными обязанностями. Аргунов был управителем в доме Петра Шереметева сначала в Санкт-Петербурге, а затем в Москве.

Работа Аргунова в качестве художника также развернулась на два города, а еще на тогдашние московские пригороды Останкино и Кусково. Сейчас, переходя из зала в зал шереметьевского имения Кусково, вы можете увидеть множество портретов кисти Аргунова. К одним из наиболее интересных, кажется, можно отнести «Портрет калмычки Аннушки» (1767). Калмычка Аннушка была воспитанницей Шереметевых. На портрете она держит в руках гравюру с изображением ее недавно скончавшейся хозяйки Варвары Алексеевны.

С 1788 года Иван Аргунов практически не рисовал, в основном занимаясь управлением московского дома Шереметевых. При его непосредственном участии происходило строительство дворца-театра в Останкино.

Источники:

1. Иван Петрович Аргунов ‖ Библиотекарь.Ру.

2. Аргунов Иван Петрович — Галерея произведений ‖ cultobzor.ru.

Портреты семьи Лазаревых кисти крепостного художника Ивана Аргунова