Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Шарль Азнавур в роли «неизлечимого» отца Горио

Оноре де Бальзак — один из основоположников реализма в европейской литературе. Вспомним то, какие исторические реалии нашли отражение в его знаменитом цикле «Человеческая комедия». Обратимся и к экранизации романа «Отец Горио». Роль Горио исполнил Шарль Азнавур, передав всю палитру чувств, испытываемых его персонажем: слепая родительская любовь, страх, отчаяние, наивность, надежда.

Геворг Григорян (Джотто). Портрет Бальзака, 1971. Национальная галерея Армении

14 июля 1789 года была штурмом взята крепость Бастилия — символ абсолютной монархии во Франции, оплот французских королей. Среди ее заключенных, в основном политических, были и «узники-философы» Вольтер и Маркиз де Сад. Хоть и к 1780-м годам крепость практически перестала выполнять свое тюремное назначение, ее штурм олицетворял падение абсолютизма.

Взятие Бастилии стало началом Великой французской революции, которая растянулась на десять лет. Ее концом принято считать 9 ноября 1799 года. Следует череда сменяющих друг друга событий и периодов: лишена власти Директория, правительство первой Французской республики, сформировано новое правительство во главе с Наполеоном Бонапартом.

Жан-Пьер Уэль. «Взятие Бастилии», 1789 ǁ wikipedia.org

В год окончания революции в крестьянской семье Бальса родился будущий французский писатель и один из основоположников реализма в европейской литературе Оноре де Бальзак. Отец семейства, в годы революции разбогатевший на скупке и продаже конфискованных дворянских земель, сменил свою фамилию на Бальзак. Уже после, в 1830 году, его сын Оноре добавил к ней приставку «де», тем самым претендуя на благородное происхождение.

Вслед за Великой революцией последовали новые политические потрясения: Реставрация Бурбонов, Вторая французская революция, Революция 1848 года. На фоне всего этого текла жизнь обычных людей.

Шестнадцатитомное собрание сочинений Бальзака 1900 года ǁ wikipedia.org

Французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии было изображено Оноре де Бальзаком в цикле сочинений «Человеческая комедия». Идея, возникшая у него в 1820-е, оформилась к 1830 году. В бальзаковский цикл вошло 98 романов и новелл. Грандиозная панорама жизни французского общества включила в себя более 3000 персонажей. Герои переходят из произведения в произведение (так, один из главных героев Эжен де Растиньяк встречается в 25 романах).

Каждое отдельное произведение цикла — это часть эпического целого, часть одной книги о Франции. Весь цикл поделен автором на три части: «этюды нравов», «философские этюды» и «аналитические этюды». Каждая часть в свою очередь делится на несколько разделов.

В сцены из частной жизни (относится к «этюдам нравов») входит роман «Отец Горио», написанный в 1832 году. Бальзак вводит читателя в маленький мир пансиона госпожи Воке. Среди его обитателей и студенты, и обедневшие аристократы, и беглый каторжник. Живет в пансионе один пожилой господин, как все его называют, «папаша Горио».

«До революции Жан-Жоашен Горио был простым рабочим-вермишельщиком, ловким, бережливым и настолько предприимчивым, что в 1789 году купил все дело своего хозяина, павшего случайной жертвой первого восстания». Так и разбогател Горио. Огромное состояние он растратил на своих обожаемых дочерей. Те же вместо того, чтобы заботиться о нем, бросили его. Сами живут в роскоши с богатыми мужьями. Появляются они лишь, когда им нужна помощь материальная. Горио готов продать все до последней ложки, лишь бы дочерям было хорошо.

Кадр из фильма «Отец Горио»

Отцовская любовь Горио слепа. Черствость дочерей он списывает на запреты зятьев. Он не понимает, что его дети, попав в высшее общество, просто-напросто стесняются отца. «Он лишь на это и пригоден. Я щупал его голову: на ней только один бугорок — как раз именно отцовства; это отец неизлечимый», — говорит один из обитателей пансиона, студент-медик Бьяншон.

Единственный, кто проникается уважением и жалостью к старику, это новый жилец — студент Эжен де Растиньяк, приехавший покорить Париж. Когда Горио умирал, дочери и тогда не пришли к отцу. Они не появились и на похоронах. На них присутствовали Растиньяк и Бьяншон.

Растиньяк после похорон бросает вызов Парижу, с его нравами и безразличием к человеку. Он понимает, чтобы выжить, приходится поступаться своими идеалами и принципами.

«Оставшись в одиночестве, студент прошел несколько шагов к высокой части кладбища, откуда увидел Париж, извилисто раскинутый вдоль Сены и кое-где уже светившийся огнями. Глаза его впились в пространство между Вандомскою колонной и куполом на Доме инвалидов — туда, где жил парижский высший свет, предмет его стремлений. Эжен окинул этот гудевший улей алчным взглядом, как будто предвкушая его мед, и высокомерно произнес:
— А теперь — кто победит: я или ты!»

Есть общее у отца Горио с шекспировским королем Лиром. Обоих предали дочери (правда, судьба более благосклонна оказалась к Лиру, одна из трех дочерей действительно его любила). Но сходство лишь внешнее. Характеры персонажей разные. Лир прозревает к концу, встречает свою смерть достойно. Его образ трагичен. Горио же, скорее, жалок. Он умирает, продолжая оставаться полным заблуждений. Верит до последнего, что любовь дочерей можно заполучить, отказавшись от всего ради них.

Кадр из фильма «Отец Горио»

В 2004 году образ Горио был воплощен в телевизионном фильме совместного производства Франции, Румынии и Бельгии. Режиссер фильма Жан-Даниэль Верхак до «Отца Горио» уже обращался к классическим произведениям литературы. В 1994 году вышел фильм «Евгения Гранде», экранизация одноименного романа Бальзака. Наиболее известной его работай стало киновоплощение романа Стендаля «Красное и черное», главную роль в котором исполнила французская актриса Кароль Буке.

В роли отца Горио сыграл Шарль Азнавур. Он передал всю палитру чувств, испытываемых его персонажем: слепая родительская любовь, страх, отчаяние, наивность, надежда. В первый раз мы видим его за общим обеденным столом в пансионе мадам Воке. Он тих, едва заметен, делает лишь замечание по поводу качества хлеба и муки. В Растиньяке Горио почти сразу же разглядел друга. Вернее было бы сказать — человека, благодаря которому он сможет быть ближе хотя бы к одной из своих дочерей. В последний раз мы видим отца Горио, сжимающего руку своей «запоздавшей» дочери.

Рипсиме Галстян, журналист, редактор