Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Святая Рипсиме и поверженный царь Трдат

Изображение святой Рипсиме кисти Овнатана Овнатаняна | wikipedia.org

Самое известное изображение святой — картина, находящаяся в Кафедральном соборе Эчмиадзина. На ней мы видим молодую женщину, немного похожую на Джоконду, которая стоит на поверженном царе Трдате. В правой руке Рипсиме держит огромный деревянный крест. Шея ее открыта, на ней синее платье и длинное красное покрывало. Автор картины — Овнатан Овнатанян (1730-1801), расписавший весь собор.

Рипсиме была девицей, в отличие от Гаяне, предводительницы группы христианок, пришедших в Армению из Рима. Согласно преданию, изложенному историком Агатангелосом, Гаяне в прошлом была кормилицей в знатном римском доме и воспитала Рипсиме, привив ей христианские ценности. Поэтому Гаяне изображают взрослой женщиной, закутанной в плотные покрывала, а Рипсиме всегда в легкой накидке, из-под которой видны волосы.

В последние годы эта картина стала сильно смущать народ. Во многих церквах Армении и диаспоры стали появляться ее копии. Они были либо урезаны, либо изображали Рипсиме стоящей на земле, без всякого присутствия царя Трдата. Обывателя сильно смущало изображение женщины, попирающей ногами мужчину. Конечно, святая Рипсиме вполне могла бы стать покровительницей армянских феминисток: согласно преданию, она три дня боролась с Трдатом и не отдалась ему. Тем не менее, попирание царя ногами не имеет никакого отношения к защите прав женщин.

В христианской традиции принято изображать святых, попирающих поверженных врагов, тех, кто когда-то принес им много бед из-за веры. Этот прием особенно распространен в католических странах. В православной традиции его символическим аналогом является изображение святого Георгия, конь которого топчет змея.