Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Из дневника поэта Василия Жуковского: «С великим князем в Армянский монастырь»

Василий Жуковский — поэт, вошедший в историю литературы как один из основоположников романтизма в русской поэзии — сыграл значительную роль в воспитании цесаревича Александра Николаевича, будущего императора-освободителя Александра II, отменившего крепостное право.

За воспитание юного наследника престола Василий Андреевич, уже написавший свою известную балладу «Светлана», взялся в 1825 году. Жуковский был назначен преподавателем русского языка и впоследствии — русской литературы и русской истории, а также в звании «наставника» он следил за процессом всего учения Александра.

Карл Брюллов. Портрет В.А. Жуковского, 1837. Фото: wikipedia.org

Жуковский составил «План обучения», который утверждал сам император Николай I. Главные идеи этого плана, рассчитанного на двенадцать лет обучения, сводились к воспитанию «не царя, но человека». Задолго до своего назначения, как будто предвидя, поэт написал в стихотворении «Государыне великой княгине Александре Федоровне на рождение в. кн. Александра Николаевича» (1818):

Да на чреде высокой не забудет

Святейшего из званий: «человек».

Жить для веков в величии народном,

Для блага «всех — свое» позабывать…

«Без любви монарха к народу не будет любви народа к царю, — наставлял поэт-гуманист своего ученика. — Уважай закон: закон, неуважаемый царем, не будет храним и народом».

Пётр Соколов. Великий князь Александр Николаевич, 1828. Фото: wikipedia.org

Наследнику престола сложно было бы пожелать лучшего наставника. В пользу этого свидетельствуют слова друга и биографа Жуковского Карла Зейдлица: «Жуковский не сделался придворным в дурном смысле этого слова, но сохранил свою высокую нравственность, прямодушие и благородство». Современники отмечают, что приобретенными связями Василий Жуковский никогда не пользовался ради собственной выгоды и всегда — ради помощи бедным (он раздавал до 18 000 в год ассигнациями) и молодым талантам.

В мае 1838 года Василий Жуковский вместе с цесаревичем Александром и его свитой отправляется в путешествие по Европе, которое стало продолжением поездки наследника по России. Впереди их ждет Германия, Дания, Швеция, Австрия, Италия, Голландия, Англия.

24 июня 1838 года, находясь в Копенгагене, Жуковский оставил в своем дневнике следующую запись: «Я веду журнал, то есть записываю для бедной моей памяти то, что каждый день случится, в немногих словах, как ни попало, карандашом, пером, полными фразами или только знаками». Осенью Василий Андреевич и Александр прибыли в Италию.

Армянский остров святого Лазаря, Италия. Фото: wikipedia.org

В городе Комо Жуковский занялся изучением итальянского языка. Там его навестил Фёдор Тютчев. Они вместе гуляли по Милану, а гидом им служил астроном Фризиани. По рекомендации Фризиани русских поэтов принял писатель Алессандро Мандзони. Далее Тютчев вернулся по делам службы в Турин, а Жуковский через Кремону отправился в Венецию.

В дневнике Василия Жуковского читаем заметку от 21 ноября: «С великим князем в Армянский монастырь. Школа. Типография. Церковь. Евангелие. Часы 8-го века. Русская грамматика. Русская история Гахвозова. Отец Паскали учитель Байрона; место, где Байрон учился по-армянски, и другое, где часто сидел и сочинял».

Иван Айвазовский. Отцы-мхитаристы на острове Святого Лазаря, 1843. Фото: wikipedia.org

Так, осенью 1838 года Василий Жуковский посетил расположенную на небольшом острове в южной части Венецианской лагуны обитель Сан-Ладзаро-дельи-Армени, ставшую одним из очагов армянской культуры — центром общественной мысли, образования, науки, искусства и книгопечатания. Произошло это спустя двадцать два года после пребывания здесь другого великого поэта-романтика Джорджа Байрона.

Монастырь ордена мхитаристов на острове святого Лазаря с его богатой коллекцией рукописей и трудов ученых неизменно вызывал интерес приезжавших в Венецию. Его посещали художник Александр Иванов, писатели Николай Гоголь и Иван Тургенев, композитор Петр Чайковский. А кисти Ивана Айвазовского принадлежит несколько полотен, посвященных истории монастыря, из которых самое известное — «Посещение Байроном мхитаристов на острове святого Лазаря в Венеции» (1899). На картине «Отцы-мхитаристы на острове Святого Лазаря» (1843) среди изображенных на набережной монахов, по свидетельству биографов Айвазовского, он поместил своего брата Габриэла.

Использованная литература:

1. Громов Р.М., Бернацкая М.Т. В.А. Жуковский и его роль в воспитании Александра II ǁ Молодой ученый. — 2017. — № 3 ǁ moluch.ru

2. Афанасьев В.В. Жуковский. — Москва : «Молодая гвардия», 1986 ǁ lib.ru

3. Архимандрит Августин (Никитин). Генуя. Лабиринт волшебных декораций; Венеция и судьбы армянской культуры ǁ Нева. — 2007. — № 1 ǁ magazines.russ.ru

4. Жуковский В.А. [Дневники], 1825 ǁ Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем ǁ feb-web.ru

Фото обложки: wikipedia.org