Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Хор «Овер»: от Комитаса до The Beatles

История хора «Овер» — как рассказ обо всех нас, бывших и нынешних гражданах Республики Армении, о тех, кто живет на родине или в спюрке. Это история всех наших терзаний и поисков, история ответов на многие наши вопросы. Это история дела жизни Соны Ованнисян, история о том, как важно следовать своему предназначению.

Хор появился в 1992 году. «Днем рождения» считается 2 сентября. Это были времена, когда шли бои в Арцахе, менялся мир, менялись ориентиры. Началась блокада. Зимой в Ереване почти исчезал транспорт. Представители интеллигенции осваивали новые профессии, от чего многие впадали в депрессию. Горожане учились колоть дрова и привыкали к свету керосиновых ламп: во всей стране не было центрального отопления, газа, а кое-где и водоснабжения. И вот в таком Ереване начинал свою работу хор «Овер». Участники собирались на репетиции, многим приходилось идти пешком через весь город. Удивительно, но в те непростые времена художественная и музыкальная жизнь в армянской столице продолжалась. Люди сидели в холодных залах в верхней одежде. А концерты были самые разные — классика, джаз, рок, авторская песня в Доме архитектора. Искусство помогало сохранить себя. Многие проекты создавались без спонсорской помощи, просто в качестве терапии или потому что иначе было невозможно жить. В советских вузах будущим ученым и деятелям искусств внушалось ощущение особой миссии, невозможность отказа от своего предназначения. И многие не были готовы к тому, что фундамент, на котором им предстояло стоять, уйдет из-под ног.

Реагировали по-разному, кто-то уходил на другую работу и каждый день оплакивал свой зарытый талант. Кто-то уезжал за границу и, оказавшись в непростых условиях эмигрантского быта, находил для себя возможность иногда играть на чьем-то инструменте. Кто-то оставался в Армении и пока позволяли возможности (чаще в лице родственников за рубежом) ходил на государственную службу, получая зарплату, на которую можно было купить продуктов не более чем на два дня. Кто-то создавал свои музыкальные проекты, и было их немало. 

«Овер» — один из проектов, созданных в те годы и доживших до наших дней, сохранив концепцию, принципы, узнаваемый почерк.

Так в чем же он, этот почерк? Если сформулировать очень кратко — в репертуаре хора. В те годы в обществе были серьезные проблемы с идентификацией, с выбором культурного слоя, с выбором формата. Это были годы, когда кто-то считал, что необходимо развивать свое, ярко выраженное национальное, игнорируя внешние влияния, кто-то, напротив, говорил о том, что необходимо поддерживать мировой уровень, стремиться к международной сцене. Спор об этих крайностях не ограничивался стенами Консерватории. Рок-музыканты, художники, мастера керамики, ювелиры, писатели — вся Армения в девяностые проходила кризис идентификации. Как-то так сложилось, что в те годы людей бросало в крайности. Армянское звучание, армянские цветовые гаммы никак не сочетались в представлении людей с современной им культурой. Совсем не то, что сейчас. Быть понятным миром, сохраняя свое лицо сегодня представляется обычным делом. Но этого бы не случилось, если бы не такие проекты, как хор «Овер».

Репертуар «Овер» с самого начала был разносторонним: Комитас и Екмалян, известные и редкие западные композиторы, современные армянские произведения, хиты The Beatles. Особым событием стала реконструкция старого армянского театра в постановке «Басен» Вартана Айгекци. они были исполнены так, как это было принято в те далекие времена: с грубоватыми масками и ролевой разбивкой на голоса.

Сегодня хор «Овер» — один из самых успешных музыкальных проектов Армении. Он гастролирует по всему миру. Одна из музыкальных ночей BBC прошла с их участием — с полуночи до утра звучали записи хора. В этой программе участвуют лучшие современные исполнители со всего мира. 

Когда узнаешь о новых проектах «Овер», выступлениях с известнейшими музыкантами других стран, слышишь их голоса в фильмах «Гнездо Жаворонка» и «Арарат», вспоминаются те далекие годы, когда по заснеженному, погруженному в депрессию блокадному Еревану юноши и девушки пешком шагали на репетицию в другой конец города.