Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Национальная галерея Армении предоставила работы Роберта Фалька для выставки в Третьяковке

Картины Роберта Фалька из коллекции Национальной галереи Армении показывают в Новой Третьяковке, где открылась масштабнейшая выставка художника — одного из лидеров авангардного объединения «Бубновый валет». Вместе с полотнами из Армении и России, в экспозиции — более 200 графических и живописных работ Фалька. Пока что Третьяковка предлагает зрителям онлайн-формат посещения, но, по словам организаторов, как только завершится локдаун, галерея откроет двери для посетителей. Это произойдет уже в середине января, если не случится изменений карантинного режима.

Роберт Рафаилович Фальк. «У пианино», 1917 г. Источник: Национальная галерея Армении

Для очного посещения Тртьяковская галерея откроется 15 января. Ожидается, что это станет настоящим событием в мире искусства, поскольку выставка Фалька — первая крупная ретроспектива художника.

Отметим, что в объединении «Бубновый валет» Фальк состоял с 1910-го по 1916 год. На первой выставке объединения он стал единственным художником, чью работу купили. Вырученные средства художник потратил на путешествие в Италию. Фальк склонялся и к примитивным, и к кубистическим формам. В работах преобладал гротеск, яркие краски. В начале ХХ века Роберт Фальк был в ряду «ниспровергателей» традиций, а затем оказался их хранителем и проводником. Он прошел через этапы неопримитивизма, сезаннизма и кубизма, а в начале 1920-х обратился к старым мастерам. Преподавал во ВХУТЕИНе, а затем с 1928-го по 1937 год жил во Франции.

Роберт Рафаилович Фальк. «Негр. Артист цирка», 1910-е. Источник: Национальная галерея Армении

Несмотря на «авангардистское» прошлое, Фальк всегда отличался нерадикальностью художественной позиции. Считается, что именно неавангардный склад личности, а также постоянство, внутренняя независимость и выносливость на длинной дистанции вели к упорному и последовательному выстраиванию завершенного, самоценного мира произведения.

Особая роль Фалька в истории русского искусства заключается в том, что он стал посредником между европейской живописью и русским искусством 1910–1920-х, с одной стороны, и зарождающимся искусством периода оттепели, «нонконформизмом» — с другой, потому что для многих неофициальных художников он был классиком, через которого осуществлялся контакт с настоящими живописными традициями.

Справка Армянского музея Москвы

Роберт Рафаилович Фальк (1886–1958)

Роберт Рафаилович Фальк. «Автопортрет на синем фоне», 1910 г. Источник: Артхив

Напомним, что в коллекции Национальной галереи Армении и Музее Русского искусства в Ереване представлены произведения Роберта Фалька, вошедшие во многие мировые каталоги творчества живописца. Исследования современных специалистов авангарда трудно представить себе без изучения эволюции искусства мастера на примере работ из коллекций армянских музеев.

Собрания Фалька в Армении отслеживают весь творческий путь художника — от раннего «бубнововалетного» (1910-е гг.) и парижского (1928–1937-е гг.) до произведений сороковых-пятидесятых — зрелого периода мастера. Наиболее известные работы: «У пианино», 1917 г.; «Негр. Старый артист цирка», 1917 г.; портреты жены художника А.В. Щекин-Кротовой «В черной шали», 1948; «В розовой шали», 1953.

Роберт Фальк. «В черной шали (А.В. Щекин-Кротова)», 1948. Источник: Артхив

Этим «армянская» коллекция Фалька не ограничивается. Есть в собрании — пейзажи и натюрморты, а также рисунки и акварели, в том числе эскиз декорации к пьесе К. Гольдони «Лгун», 1940 г. Большинство работ мастера были приобретены на первой персональной выставке Роберта Фалька, организованной в Государственной картинной галерее Армении в 1965 году. Есть здесь и дарственные произведения, преподнесенные музею вдовой художника А.В. Щекин-Кротовой.

Источник: Третьяковская галерея

Для оформления обложки использован портрет А.В. Щекин-Кротовой «В розовой шали» (1953 год). Источник: Артхив