Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Ани — средневековая армянская столица. «Город тысячи храмов»

Часть западной армяно-турецкой границы проходит по реке Ахурян. Вдоль русла над ущельем на возвышенном плато находятся руины средневекового города Ани. Там до сих пор витает величественный дух древней армянской столицы. Сегодня, глядя на руины, сложно вообразить истинный масштаб утраченного наследия.  

Оборонительная стена Ани, построенная при царе Смбате Багратиде в X веке. Фото: whc.unesco.org

Больше, чем Лондон?

Впервые город Ани упоминается армянскими историками Егише и Лазарем Парпеци в V веке как возведенная на холме крепость, принадлежащая древнему армянскому роду Камсаракан. Впоследствии знатная армянская династия Багратидов выкупила замок и окрестные владения. Во второй половине X века Ашот III делает Ани столицей армянской империи.

Карта Ани. Иллюстрация: www.virtualani.org

Экономическому, политическому и культурному процветанию города способствовало его нахождение на перекрестке дорог Шелкового торгового пути. Столица привлекала торговцев, ремесленников из других городов Армении. Население города быстро увеличивалось — некоторые источники сообщают, что к XI веку в городе проживало более 100 тысяч человек. Для сравнения, в Лондоне в это время проживало не более 40 тысяч человек. 

В конце X века Ани стал и духовным центром Армении — сюда был перенесен Армянский Католикосат. Именно в этот исторический период начинают возводиться церкви самых разных масштабов и Ани торжественно нарекают «городом тысячи и одной церкви». 

XI век был омрачен нападениями то византийских, то турецких войск. А вот турки, как известно, отдали город курдам. Под их управлением город находился до захвата грузинской армией царицы Тамары в 1200 году. Под властью назначенными царицей вассалами Ани начал восстанавливаться, возвращаясь к процветанию и благополучию. 

Первая утрата армянской столицы

В середине XIII века Ани захватывают монголы. В этой связи начинаются первые процессы миграции. Ещё через сто лет из-за кризиса Шелкового торгового пути в городе начинается экономический упадок. Последней вехой в истории забвения Ани как столицы стал перенос резиденции Армянского Католикосата в Ереван в 1441 году. Это становится причиной ещё одной волны миграции армянского народа. 

Руины королевского дворца Багратидов. Комплекс был заброшен в XV веке. В некоторых источниках содержится утверждение, что стены были разобраны на камни и разворованы. Фото: www.virtualani.org

На этом завершается «армянская» страница летописи Ани, но город продолжает жить. В 1579 город он становится частью Османской империи. Сохранились записи европейского путешественника начала XVII века, где он упоминает о двухстах церквях в городе. С XVIII века Ани начинает подвергаться разорительным и жестоким набегам курдских племен. Город постепенно пустеет, и к началу XIX века окончательно замирает.

Открытие руин Ани

 «Эта страна похожа на огромную пустыню. Обнаженные руины напоминают, что когда-то эти земли были процветающими и плодородными», — написал путешественник Джон Ушер, посетивший Ани в 1860-х годах.

В начале XIX века большая часть Армении представляла собой загадку. Из-за труднодоступности мест, страна оставалась малоизведанной и полной опасностей. Всё же постепенно земли открывались европейскими и армянскими путешественниками и исследователями. Ричард Уилбрахам написал в своих записках путешественника, что находиться там было безопаснее зимой, так как в холодное время можно не опасаться кочующих курдских племен. 

Гравюра Чарльза Тесье, изображающая стены Ани. 1842 год. Это одна из первых зарисовок Ани. Иллюстрация: virtualani.org

В конце XIX века, когда курдов удалось оттеснить на территорию Турции, жизнь вновь стала постепенно зарождаться. Правда, если для европейцев город был окутан романтическим флером древности, то для армян Ани — драматичное воспоминание о некогда богатой столице.

Археологические раскопки и забвение Ани

Первые археологические раскопки проведены в конце XIX века русским ученым Николаем Марром. Экспедиция работала почти в течение двадцати лет — практически до 1917 года. Итоги работы колоссальны: раскрыты городские стены царя Ашота и множество других храмов и жилых построек, качественно восстановлена часть храмов, на территории города созданы два музея. 

Последствия Первой мировой войны и революция положили конец раскопкам Марра, и дальнейшие события сделали невозможными их продолжение. Была необходима срочная эвакуация ценностей Ани. Часть экспонатов удалось вывезти до прибытия турецкой армии. Однако другая часть ценных предметов, рабочих документов экспедиции остались в Ани. Это все было уничтожено или разграблено. 

В 1921 был подписан Карсский договор, по условиям которого город перешел во владения Турции. Новое государство не было заинтересовано в изучении и сохранении армянского культурного наследия. Храмы без надлежащего ухода постепенно начали разрушаться. Сыграли отрицательную роль природные факторы и сейсмическая активность плато, на котором расположены архитектурные памятники. А сейчас, кроме того, многовековые строения разбирают на камни и увозят в неизвестном направлении, а чудом сохранившиеся памятники размываются, находясь под открытым небом.

«Город тысячи и одной церкви» сегодня

 В конце XX века был поставлен вопрос о внесении Ани в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2016 году город включили в охранный список. 

Было бы ошибкой утверждать, что Ани обладает исключительно армянским следом в культуре и архитектуре города. Город — место встречи армянских, грузинских и различных исламских культурных традиций. В результате появился архитектурный язык, свойственный лишь этому месту.

Руины моста через реку Ахурян. В Средние века через него проезжали караваны торговцев, следующих по Шелковому торговому пути. Мост был построен во время правления династии Багратидов. Фото: upload.wikimedia.org

Недаром Ани прозвали «городом тысячи церквей». До наших дней дошли руины далеко не всех строений, однако, и то количество, что мы можем видеть сегодня, даёт исчерпывающее понятие о размахе строительства сакральных зданий. Несколько крупнейших соборов Ани — Кафедральный собор (1001 год), Храм Гагика (1015 год), Церковь Спа­сителя (1036 год), Апостольская церковь. 

Иллюстрация 1. Кафедральный собор Ани, архитектор Трдат. Фото: virtualani.org

Иллюстрация 2. Кафедральный собор Ани, гравюра XIX века. Источник: pravenc.ru

Величественный Кафедральный собор построен Трдатом, знаменитым архитектором средневековой Армении. Крестово-купольный четырехстолпный храм функционировал до середины XIV века. Из-за разрушительного землетрясения обрушился купол, который, увы, так и не восстановили.

Пропорции храма устремлены вверх — это ощущение дает высота храма и пучки тонких колонн вокруг опорных столбов, поднимающиеся вверх до подпружных арок. Все это создает вертикаль, сходную с образом будущей готической архитектуры.

Апсида Кафедрального собора и зияющей дыры купола. Фото: kirill-anya.ru

Ещё один храм, построенный Трдатом, — храм царя Гагика, или, как его ещё называют, храм Святого Георгия Просветителя. Он был возведен по образу грандиозного храма Звартноц, но с большим изяществом. Храм Гагика — центрическое сооружение с четырьмя симметричными экседрами внутри, акцентирующими центр здания. 

Иллюстрация 1. Руины Храма царя Гагика. Фото: kirill-anya.ru

Иллюстрация 2. План храма Звартноц, по образу которого был построен Храм царя Гагика. Фото: ru.wikipedia.org

Иллюстрация 3. Статуя царя Гагика, обнаруженная экспедицией Николая Марра в 1906 году. На руках царя должен быть макет храма, осколки которого также были найдены. Так изображались донаторы, спонсировавшие строительство церкви. Статуя особенно ценна тем, что это редкий пример фигуративной скульптуры средневековой Армении. Высота около 2,25 м. Фото: virtualani.org

Некогда величественная Церковь апостолов — ещё один значимый храм города. Он построен в XI веке на средства князей Пахлавуни. Центрический храм четырехлепестковый в плане с удлиненными рукавами имеет крестообразные в плане часовни по углам. Сегодня от храма осталась лишь малая часть. 

Руины Церкви апостолов. Фото: kirill-anya.ru

Церковь Христа Спасителя — замечательный пример того, как прекрасны чистые геометрические линии. Примечательно, что в церкви между девятнадцатигранным основанием и куполом расположен круглый барабан — довольно редкое сочетание в армянской архитектуре. 

Во время строительства храма было применено соединение материалов — цемента, щебня и камня. Это привело к образованию практически монолитной конструкции. Именно поэтому из-за обвала церкви разрушилась сразу половина здания.

Иллюстрация 1. Храм Христа Спасителя. Вид с запада.

Иллюстрация 2. Храм Христа Спасителя. Вид с юго-востока.

Источник: whc.unesco.org

Здесь в христианский период хранилась частица Животворящего Креста Господня, привезенная из Константинополя. Чудом не уничтожились фрески конца XIII века, хотя, судя по следам побелки, их следы усердно пытались ликвидировать.

Иллюстрация 1. Внутри пространства под открытым небом находятся остатки фресок конца XIII века. Рисунки под слоем побелки можно различить на стенах и полукуполах апсиды, а также на парусах. Фото: virtualani.org

Иллюстрация 2. Росписи южной стены и юго-западного подкупольного столпа. 1215 год. Фото: pravenc.ru

Удивительно, но до сих пор Ани является городом-загадкой. Научно-популярных материалов о городе практически нет. Возможно, это объясняется неудовлетворительной сохранностью объектов и тем, что сюда до сих пор нелегко добраться.

В любом случае, в одной статье невозможно исчерпывающе рассказать о святынях Ани — это город, даже на сегодняшний день, если не тысячи, то сотни храмов. Больше узнать о каждом строении в Ани и в округе можно здесь.

Журналист Алина Шагиева специально для Армянского музея Москвы

Обложка: www.aa.com.tr