Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Армянская национальная одежда: какую обувь носили в старину

С древнейших времен обувь составляла неотъемлемую часть традиционной одежды армян. Мужская и женская обувь (вязаные носки и собственно обувь) во многом была идентичной.

Фото: pinterest.fr

Важное место в обуви армян занимали вязаные узорчатые носки — gulpa, t’at’, которые, наряду с мужскими ноговицами, известны еще в урартский период. В традиционном быту мужские и женские узорчатые гулпа вязали плотной вязкой из шерстяных, а также шелковых, хлопчатобумажных ниток, что зависело от направления хозяйственной деятельности конкретного региона. Они могли быть однотонными и многоцветными, при этом каждый регион имел свой излюбленный узор и цвет. Они широко использовались не только в повседневной жизни, но имели и обрядовое значение. Носки входили в состав приданого девушки, были одним из основных предметов дарообмена на свадьбах и крестинах. Они имели широкое бытование по всей Армении и во многих районах сохранялись вплоть до 1960-х годов.

Зооморфный орнамент женских свадебных носков. Шуши. Конец XIX века. Из книги: Армяне. Москва : Наука, 2012

Мужские ноговицы (вид обуви, закрывающей голени, без ступни) — srnapan — и обмотки — tolax — большей частью вязали из шерстяной или хлопчатобумажной разноцветной пряжи или шили из домотканой холстины. Ноговицы надевали поверх носков и шнурком закрепляли под коленом.

Традиционной обувью мужчин и женщин служили поршни — trex — с заостренным носком. Их шили из одного цельного куска грубой сыромятной кожи крупного рогатого скота с шерстяными или кожаными шнурками, причем в каждой области был свой способ продевания в них шнурков. Tpex имел две разновидности: со швом посередине ступни и без шва. Это была будничная обувь, которую во время работы носило все сельское население без возрастных отличий и ограничений.

Трех (поршни), село Дсех (Лори). Экспедиция. 1974 г. Из книги: Армяне. Москва : Наука, 2012

Древнейший образец треха найден на территории Армении в 2006 году в пещере Арени-1 (Вайоцдзорская область) и датируется серединой IV тыс. до н. э.

Обувь из пещеры Арени ǁ vokrugsveta.ru

Весьма своеобразной была женская выходная обувь — mas babuj, сшитая из двух отдельных частей одинаковой по качеству кожи: у молодых — желтого, у пожилых — желтого и красного цвета, на твердой подошве. Распространенной обувью на твердой подошве были čmušk — остроносые, с сильно загнутым кверху носком туфли без задника на небольшом каблуке из черной (мужские) или зеленой (женские) кожи, на кожаной подкладке. Вся лицевая поверхность их была обильно расшита линейными узорами. Женщины, в основном зажиточные, их носили большей частью зимой. Разновидностью чмушк была обувь čust также на твердой подошве и загнутым кверху носом, которая в ряде районов Араратской долины (Аштарак и др.) служила парадной обувью: ее надевали, идя в церковь или в гости. С чмушк была сходна и остроносая обувь без задников — mašik, с подбитой подковой каблуком. Молодые женщины и девушки носил машик зеленого и красного цвета, пожилые — черного.

В конце XIX века вошел в употребление новый вид женской обуви — закрытые глубокие туфли фабричного образца, стянутые шнурком или застежкой на три пуговицы. Это была парадная обувь зажиточных слоев общества. В начале XX века известной популярностью пользовалась так называемая адельхановская обувь (по имени владельца фабрики в Тифлисе). Это плоская обувь с задниками на низком каблуке, снабженном подковой, и закругленным носком напоминала чусты, но была более глубокой. Однако широкого применения она не имела и вскоре вышла из употребления.

Григорий Адельханов (1848–1917), фабрикант, владелец обувной фабрики в Тифлисе. Фотография 1910 года ǁ flickr.com

В городах мужчины носили сапоги на каблуках, с толстой подошвой, в старину непременно с остроконечными и загнутыми вверх носками. Высокие сапоги из мягкой тонкой кожи (хрома или шевро) были дорогостоящей обувью, которую носили в основном состоятельные лица, в основном пожилые мужчины, в особенности в сочетании с чухой — черкеской.

Обувь западных армян несколько отличалась от обуви восточных армян. На узорчатые носки обычно надевали кожаные туфли — soler — с язычками и острыми загнутыми носками, на невысоких каблуках, к которым прибивалась подкова. Мужчины носили туфли красного, черного, женщины, девушки — красного, зеленого, желтого цветов. Женщины и девушки носили также изящные кожаные сапожки без подошв, а на них обували туфли — šmek — без задников, но на каблуках. Мужские черные туфли имели маленькую кожаную петлю на верхней части задника, подошва их часто подбивалась гвоздями с широкими и выпуклыми головками. Мужчины носили также и мягкие красные сапоги. В селах были распространены самодельные туфли — ršekter — на войлочной подошве с вязаным из шерстяных ниток верхом, которые заменяли трех.

Фото: barev.today

В условиях развития фабричного производства, распространения в быту фабричных изделий и под влиянием городской моды народная одежда уже с 1930-х годов постепенно вышла из употребления и имела общеевропейские формы. Лишь старики, чаще всего в селениях, вплоть до 1960-х придерживались отдельных элементов привычной традиционной одежды.

Источник: Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).