Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Классицизм в армянской литературе: особенности, идеи, авторы

Во второй половине XVIII века в истории Армении наблюдается оживление литературно-культурного движения, чему во многом способствовало создание периодической печати. В 1794 году в Мадрасе увидело свет первое армянское периодическое издание — журнал «Аздарар» («Вестник»), за которым последовали газеты и журналы, издававшиеся в Венеции, Калькутте и в городах России. В периодической печати освещались происходившие в мире события, затрагивались вопросы национального просвещения, публиковались оригинальные и переводные художественные произведения.

Высшим достижением общественно-просветительского движения той поры было создание политической публицистики в индийской армянской колонии. В произведениях «Западня честолюбия» (1773) Шаамира Шаамиряна и «Новая книга, названная увещеваньем» (1772) Мовсеса Баграмяна критикуются феодальные порядки, выдвигаются идеи свободы слова, совести, личности, необходимости конституции, республики.

Шаамир Шаамирян. Фото: wikimedia.org

Армянские типографии открываются в Эчмиадзине (1771), Мадрасе (1772), Триесте (1775), Санкт-Петербурге (1780), Новой Нахичевани (1789), Калькутте (1796), Астрахани (1796), где печатались исторические, философские, религиозно-этические книги, издавались памятники древней армянской письменности. Выходят в свет исследования, посвящённые армянскому языку, истории, этнографии. В этом отношении представляет исключительную ценность труд Микаэла Чамчяна — трёхтомная «История Армении», с древнейших времен до XVIII века.

Новые веяния проникают и в художественную литературу. В конце XVIII века ведущее место занимает классицизм, ознаменовавший новую ступень художественного развития в армянской литературе. Как литературное направление он был отзвуком европейского классицизма, но глубоко национальным по своему содержанию. Если европейский классицизм опирался на историко-мифологические источники античной Греции и римской цивилизации, то армянский классицизм обращался к литературным памятникам армянской древности.

Теоретики классицизма сформулировали основы научной системы художественного мышления и обосновали восприятие эстетических категорий. В трудах «Ораторское искусство» (1775) Степаноса Агонца, «Кое-что о трагедии» (1834) Саргиса Тиграняна (предисловие к переводу «Гофолии» Расина), «Пособие по поэтике» (1839) Эдуарда Гюрмюзяна и других на основе эстетики Аристотеля, Горация и Буало исследовались проблемы литературной формы и содержания. Эпоха классицизма создала свою школу переводческого искусства, обогатив армянскую культуру переводами произведений Гомера, Софокла, Еврипида, Вергилия, Горация, Мильтона, Тассо, Корнеля, Расина, Вольтера, Альфьери и других классиков мировой литературы.


Классицизм и барокко — основные направления в искусстве и литературе семнадцатого столетия, ознаменовавшегося утверждением абсолютизма во Франции и Испании, контрреформацией и Тридцатилетней войной в Германии, первыми буржуазными революциями в Нидерландах и в Англии. Эти события находили своё отражение в драматургии и поэзии, в прозе и в изобразительном искусстве. Однако писатели и поэты семнадцатого века сравнительно редко иллюстрировали политическую жизнь своей эпохи, предпочитая говорить о современности, прибегая к историческим ассоциациям и мифологическим аллюзиям.

Классицизм и барокко возникли в недрах Ренессанса. Classicus — образцовый, достойный изучения в классе. В XVII веке классическими считались произведения античных авторов, в особенности Вергилия и Горация, прославлявших Октавиана Августа. Применительно к творениям XVII века, созданным в соответствии с канонами классицизма, употребляется определение «классицистический» или «классицистский».

Подражая античным художникам и поэтам, поборники классицизма, в отличие от ренессансных гуманистов, заимствовали из наследия античности не столько содержание, сколько художественные принципы, которые понимались достаточно формально. Так, исходя из того, что в античных трагедиях события происходили перед дворцом с восхода до заката, а все сюжетные линии были взаимосвязаны, выдвигается знаменитое требование трёх единств: единства места, времени и действия, которым обязан был подчиняться драматург.

В. Пронин. Искусство и литература (2009)


Армянские классицисты оставили богатое литературное наследие, в особенности в поэзии, драме и эпопее. Поэзия классицизма представлена в трёхтомном сборнике «Песни монахов-мхитаристов» (Венеция, 1852–1854) и в книге «Музы Арарата» (Москва, 1829). Живописные картины природы, религиозно-этические и историко-патриотические оды — такова основная тематика классицистических произведений.

Армянская классицистическая драма преимущественно обращалась к исторической трагедии. Исходя из принципов поэтики древнегреческой трагедии и драмы европейского классицизма, армянские авторы, однако, отказывались от изображения любовных страстей и семейных сцен, предпочитая историко-патриотические сюжеты. Героем классицистической драмы выступает личность, наделённая чувством долга перед родиной. Этот герой ненавидит тиранию и клятвопреступление и готов пожертвовать собой во имя высшей идеи — патриотизма. Этой идеей пронизаны исторические трагедии Мануэла Джахджахяна (1770–1835), Егиа Товмачяна (1777–1848), Петроса Минасяна (1799–1867). Петрос Минасян занимался и вопросами теории театра, считал классическими образцами драмы «Гофолия» Расина и «Смерть Цезаря» Вольтера. Любовью к родине, прославлением гражданских добродетелей проникнуты пьесы Петроса Минасяна «Хосров Великий», «Смбат Первый», «Аршак II».

Джулиано Зассо. Айк поражает Бела стрелой. Фото: wikimedia.org

Выдающимися авторами классической эпопеи были Ован Ванандеци (1772–1841), Габриэл Патканян (1802–1889), Арсен Багратуни (1790–1866). Поэмы Ована Ванандеци «Золотой век Армении» и «Встреча Гайка, Арама и Ара», по существу, представляют собой стихотворные переложения «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци и Агатангехоса. Ванандеци, оплакивая настоящее, обращается к народу с призывом следовать примеру предков и восстановить славу и могущество родины. Лучшим образцом патриотической поэзии Ванандеци является ода «К Армении», которая в обработке композитора Комитаса стала одной из лучших армянских патриотических песен.

Вершиной армянского классицизма считается эпическая поэма Арсена Багратуни «Гайк-богатырь». Первый вариант, написанный в 1830-х годах, был утрачен, впоследствии автор восстановил его и издал в 1858 году. Багратуни родился в Константинополе, воспитывался в конгрегации мхитаристов Венеции, где до конца своей жизни занимался педагогической, литературной и научной деятельностью. Ему принадлежат исследования по философии, филологии и языкознанию.

В поэме «Гайк-богатырь» по «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци пересказывается легенда периода этнического образования армянского народа. Бэл из рода Титанов и Гайк из рода Торгома постоянно враждовали друг с другом. Деспот Бэл хотел покорить Гайка, но тот, не желая подчиняться ему, удаляется в Араратскую страну. Бэл преследует его, уповая на злые земные силы. Гайк восстает против него, опираясь на добрых небесных богов. Начинается кровавое побоище. Гайк поражает стрелой Бэла и завоёвывает независимость своей страны. Зло погибает, так как оно не оправдано разумом. Поэма «Гайк-богатырь» пронизана идеей свободы и независимости. В картинах природы, в военных сценах, в описаниях языческого быта проявляется блестящее художественное мастерство Багратуни.

Арсен Багратуни. Фото: avproduction.am

Присоединение Восточной Армении к России (1828) ознаменовало собой исторический поворот в жизни армянского народа. Свершилось то, к чему стремилась армянская освободительная мысль в течение двух веков. Исчезла угроза физического уничтожения народа. Консолидация выявила духовные силы армян, способствующие расцвету национального самосознания.

Начинается новый этап развития армянской общественной жизни. В России создаются благотворительные общества, школы и очаги образования — Лазаревский институт в Москве (1815), школа Нерсесяна в Тбилиси (1824), школа Агабабяна в Астрахани (1810), епархиальные школы в Шуши, Ереване, Александрополе (Гюмри). В университетах России и Европы появляются студенты-армяне. Подъём духовной жизни ознаменовался расширением книгоиздательской деятельности.

В 30-е годы XIX века позиции классицизма теснит новое литературное движение — романтизм. Классицистическую эпопею сменяет романтическая поэма, трагедию — романтическая драма, зарождается художественная проза. Остро ставится вопрос о создании единого литературного языка. Древнеармянский язык — грабар — уступает место ашхарабару, новому армянскому языку. Литература наполняется светским содержанием, фольклор рассматривается как один из живительных источников литературы, главным героем которой становится самоценная личность с её думами, чувствами, гражданскими заботами.

Источники: 1. С.Н. Саринян. Армянская литература [первой половины XIX в.] ‖ История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. — Москва : Наука, 1983–1994. — Т. 6. — 1989. 2. В.А. Пронин. Искусство и литература. Часть 1. Искусство и литература за рубежом. — Москва : МГУП, 2009.