Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Как правильно знакомить ребенка с армянской музыкой

Чтобы понять, как дети воспринимают музыку, когда стоит начать музыкальные занятия и как познакомить своего ребенка с армянским музыкальным наследием, мы поговорили с педагогом Гаей Агаян.

Гая Агаян — педагог-психолог, консультант по раннему и дошкольному возрасту, организатор и ведущая детских творческих проектов, интерактивных семейных досуговых программ, фестивалей, специалист по элементарному музицированию, основатель детского клуба «Гранатовые зернышки», сотрудник международной гимназии Сколково.

Гая Агаян

— Правильно ли я понимаю, что дети в любом возрасте, даже самом маленьком, восприимчивы к музыке?

Да, в любом, вернее, начиная с внутриутробного периода жизни, ребенок уже воспринимает разные звуки, шумы, в том числе ритмизованные звуки процессов жизнедеятельности в организме. То есть чувство ритма является врожденным. Другое дело, что после рождения взрослые либо занимаются музыкальным образованием ребенка, либо все это остается в каком-то зачаточном состоянии.

— С какого возраста дети, скажем так, осознанно воспринимают музыку?

Дети осознанно воспринимают звуки всегда, другое дело, что в раннем возрасте — это восприятие всего, всех внешних воздействий, и звуков в том числе. Со временем, если на это обращается внимание взрослого, который комментирует услышанное, предлагает музыкальный материал (это может быть естественное исполнение или записи музыкальных произведений, использование шумовых инструментов). Тогда у ребенка начинает формироваться уже музыкальный вкус, определенное восприятие музыки. Дальше это переходит либо в образовательные процессы: обучение игре на музыкальном инструменте, занятия вокалом, либо у человека просто формируются свои предпочтения в музыке, жанрах и стилистике.

— С чего лучше начать — жанры, музыкальные направления?

Здесь каждый волен выбирать самостоятельно, это дело вкуса. Могу отметить, что естественные звуки являются более чем приемлемыми для детей раннего возраста. Например, можно ставить звуки природы, которые влияют и на развитие ребенка, и на его состояние. К примеру, это может быть релаксационная музыка, вроде шума воды или, наоборот, более активная — гром, шторм, ветер. Это тоже можно использовать как материал в игровых формах. Восприятие музыки в сочетании с игровой деятельностью — это важно. В таком случае усвоение происходит лучше, чем когда происходит целенаправленное обучение, механическое запоминание нот. Механически дети запоминают очень хорошо — и ноты, и буквы, и цифры...

— То есть механическое запоминание не ведет к осознанному восприятию и любви к музыке?

Механическое запоминание не связано с любовью к музыке. В большинстве случаев процесс обучения музыке, сопровождаемый обязательным заучиванием и многократным повторением необходимых для музыканта элементов, отбивает у детей желание заниматься музыкой и порождает протест. Очень важна форма подачи материала.

— А если говорить об армянской народной музыке, то как лучше познакомить с ней ребенка?

Надо отметить, что наши армянские инструменты, изготовленные из природных материалов: дудук из абрикосового дерева, дхол и др., имеют богатое естественное звучание. Я бы еще подчеркнула, что важную роль играет голос. Я сама на своих занятиях использую вокальные упражнения и родителей к этому приглашаю. Невероятный эффект достигается тогда, когда мама напевает ребенку. Насколько я знаю, сейчас много проектов, которые восстанавливают колыбельные циклы разных народов.

— То есть если мама споет сама, как умеет, это лучше для ребенка, чем даже профессиональная запись?

Одно другому не мешает, но собственный голос, если можно так выразиться, это такой инструмент, который всегда при тебе. Раз он есть, то почему бы его не использовать.

Занятие в детском клубе «Гранатовые зернышки»

— Как знакомство с музыкой, песнями, инструментами влияет на развитие ребенка?

Чувство ритма у детей врожденное, и с возрастом оно либо развивается, либо остается как есть. Также чувство ритма влияет на развитие в плане упорядочивания, систематизации процессов в жизни ребенка, которые оказывают влияние и на его здоровье. Например, существует логоритмика или просто ритмика — это занятия, которые развивают крупную моторику, влияют на развитие речи, координацию и т.д. Вокальные упражнения помогают развивать речевой и слуховой аппарат, разрабатывать дыхательную систему. Постепенно у ребенка формируется вкус, что-то ему нравится, что-то не нравится.

Многие говорят, что детям сложно слушать классику или рок. Совсем нет, у каждого свои предпочтения, и они формируются на основе того, что предлагается ребенку. Если его родители слушают диско, то и ребенку эта музыка может нравиться. Потом он может услышать что-то новое, и уже выбирать на свой вкус.

Я считаю, что важно показывать широкий спектр музыкальных жанров, стилей, а уже что выберет ребенок — вопрос его предпочтений.

— Я знаю много людей, которые из-под палки окончили музыкальную школу, принесли родителям свой диплом, но потом бросили музыку навсегда. Как сделать так, чтобы подобные занятия не превращались в насилие над ребенком? Как понять, есть ли у него тяга к музыке?

Опять же, это все, наверное, надо выяснять на начальном этапе методом проб. Конечно, бывают такие дети экстраординарные, которые в раннем возрасте проявляют музыкальные способности и желание заниматься музыкой. Но все-таки для большинства детей больше подходит элементарное музицирование, когда есть возможность использовать шумовые инструменты, голос, движение. Благодаря таким упражнениям можно нащупать то, что нравится ребенку. Это я говорю про ранний возраст до трех лет.

Дальше уже можно делать выводы, что предложить ребенку. Конечно, идеально, когда в семье кто-то сам играет на музыкальных инструментах и может помогать ребенку музицировать. Если такой возможности нет, в любом случае нужно понимать, что целенаправленный поход в музыкальную школу — это период довольно серьезной работы. Причем не только ребенка, но и взрослого.

К сожалению, взрослые этого часто не понимают, многим кажется, что раз они отдали ребенка в школу, то с ним должен заниматься педагог и другие специалисты. Вовсе нет. Педагоги лишь направляют, основная работа проводится дома, с родителями. Вот здесь загвоздка. Когда родители этого не делают или не знают, как делать, все сваливается на ребенка. Нужно все-таки отдавать себе отчет, что и в дошкольном возрасте, и старше мотивация из разряда «ты научишься играть на инструменте» не может быть стимулом. Мотивация обязательно должна быть подобрана под каждого ребенка индивидуально. Например, он хочет научиться играть на гитаре, чтобы блеснуть в компании. Это и будет его мотивацией. Тогда ему даже не обязательно профессионально учиться. Сейчас во многих музыкальных школах кроме традиционной семилетней программы есть сокращенные программы. При этом обучение сопровождается музыкальной грамотностью. В таком случае родителям, опять же, надо поддерживать ребенка в его занятиях, в изучении сольфеджио, музыкальной литературы и других сопроводительных курсов. Если нет необходимости все это изучать, то лучше поискать педагога для обучения исключительно игре на инструменте. Я знаю ребят, которые в более сознательном возрасте сами обучаются онлайн.

— В каком возрасте лучше начинать обучение в музыкальной школе?

Это возраст 5-6 лет, когда ребенок физиологически готов к таким занятиям. Например, ту же гитару ребенок просто не сможет взять в руки в четыре-пять лет, поэтому имеет смысл начать с уменьшенного варианта. Или начать позже, скажем, в 10 лет. Скрипку можно и в 4 года пробовать. В подростковом возрасте тоже хорошо бы вернуться к занятиям музыкой, потому что это помогает легче проживать переходный период.

Занятие в детском клубе «Гранатовые зернышки»

— Получается, чтобы музыка была в удовольствие: 1. ее надо познавать в игровой форме вместе с родителями; 2. родители должны поддерживать и сопровождать ребенка во время занятий в музыкальной школе. Вы упоминали музыкальную терапию. Что это такое и в каких случаях родители могут прибегнуть к ней, если у ребенка какие-то проблемы?

В России это направление становится популярным, благо, сейчас есть профессиональные музыкальные терапевты. Это хорошее подспорье для решения многих поведенческих, социальных проблем, даже физических. Конечно, терапия — лишь дополнительное средство, которое может оказать очень хороший эффект в определенных ситуациях. Например, если есть проблема с чрезмерным напряжением, застенчивостью или, наоборот, имеются агрессивные проявления в поведении — музыкальная терапия также может быть вспомогательным элементом (прослушивание или исполнение релаксационной музыки, вокальные упражнения). Могут быть использованы и шумовые инструменты, которые не требуют профессиональных навыков.

— Сейчас предложение в сфере детских мероприятий огромно. Как родителю, скажем, дошкольника выбрать такое мероприятие, которое будет нескучным и полезным одновременно?

Главное — начинать подходящего с возрастного диапазона. Для детей трех лет нужны камерные мероприятия — либо небольшие залы человек на 20, либо какие-то детские центры, куда ребенок идет вместе со взрослым. Большое скопление людей вызывает у детей раннего возраста дискомфорт. Поэтому родителям стоит обращать внимание на формат мероприятий. А репертуар, если это концерт, может быть разным — от фольклора до классики и современной музыки.

— То есть выбирая между новогодней елкой на 100 человек и концертом на 20-30 человек, лучше предпочесть последнее?

Да, лучше выбрать камерное мероприятие. Также есть абонементы во всех практически музыкальных музеях и залах, которые предлагают программы для разного возраста. Например, есть мероприятия на основе сказок с музыкальным сопровождением.

— А если родители будут своему ребенку читать сказки под музыку, будет ли он лучше усваивать услышанное?

Да, если это сопроводительная фоновая музыка. Есть богатый выбор аудио-сказок, где чтение сопровождается музыкой. Рисование под музыку также полезно для ребенка. Разная музыка может и успокаивать ребенка, и мобилизовать его.

— Поскольку мы Армянский музей, то часто видим, что среди родителей есть запрос на то, как правильно знакомить ребенка с родной армянской культурой, в частности, с музыкой, народной или авторской.

Опять же скажу, что все это должно присутствовать в родной среде, то есть дома. Можно ставить того же Мансуряна или Бабаджаняна, Хачатуряна, народную музыку или песни. Дальше это можно подкреплять регулярным посещением концертов, встреч с музыкантами, выставок. Такая взаимосвязь должна быть, потому что разовые «включения» ребенка в армянскую культуру не дают долгосрочного эффекта, будет лишь поверхностное «схватывание». Поэтому все должно быть системно и в естественной среде. Другое дело, что уместно говорить о просвещении самих родителей. Например, если им интересна музыка, они могут сами найти ресурсы для ознакомления с ней, можно ходить на концерты.

Если говорить о посещении концертов, то хорошо бы, чтобы у родителей было понимание временных рамок: к примеру, если концерт рассчитан на час, то ребенок может выдержать полчаса. Поэтому важно, чтобы взрослые были включены в происходящее, постоянно были в контакте с ребенком. Предусмотрительно взять с собой что-то, чтобы занять ребенка, когда он уже не может удержать свое внимание, а выйти в этот момент из зала не представляется возможным (нешумные игрушки, например), иметь с собой воду, перекус.

— То есть если ребенку-дошкольнику включать армянскую музыку и параллельно рассказывать про нее, он уже будет эту информацию впитывать?

Да, опять же, через повторение, через регулярное прослушивание. Уже в школьном возрасте, когда ребенок знакомится с авторской песней, можно ему рассказать о Саят-Нова, кем он был, кто такие были ашуги и т.п. А дальше на эту информацию наслаивается новая, которую ребенок получает из других источников.

Главное, чтобы то, что взрослые предлагают детям, совпадало с пониманием интересов и возможностей детей.

— Спасибо за беседу.


В рамках Осеннего сезона армянской культуры мы подготовили программу из четырех интерактивных детских концертов. Наши детские концерты — это совершенно новый опыт для малышей и их родителей. Классическую и армянскую народную музыку ребята будут познавать в игровой форме: во время концертов поощряется двигаться, танцевать, петь, знакомиться с инструментами и общаться с музыкой.

15 сентября и 17 ноября для маленьких ценителей музыки выступит струнный ансамбль NOYAN, который исполнит бессмертные произведения классической музыки.

6 октября и 8 декабря родители вместе с детьми погрузятся в мир армянской музыки. На этом концерте выступит ансамбль народных инструментов под руководством Гегама Оганяна.

Для детей старше 6 лет также подойдут наши музыкальные мастер-классы по дудуку, дхолу и канону.


Беседовала Анаит Багдасарян

Фотографии предоставлены детским клубом «Гранатовые зернышки».