Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Артавазик — бюраканская церковь на южном склоне горы Арагац

Крестообразная купольная церковь Артавазик, возведенная в VII веке, расположена на краю небольшого ущелья на южном склоне горы Арагац в километре к востоку от села Бюракан в Арагацотнской области Армении. В этой статье редакция Армянского музея рассказывает об истории и архитектуре это древней церкви, а также о методах, которые, вероятно, использовались в ее строительстве.

Церковь Артавазик. Фото: wikipedia.org

Памятник известен научным кругам с XIX века, но его изучение началось с кратких заметок Анатолия Якобсона (схематический обмер был выполнен им в 1929 году) и Степана Мнацаканяна. Подробнее церковь исследовалась В. Григоряном в рамках его монографии о крестообразных памятниках Армении.

Исторические сведения о строительстве церкви не сохранились, но строительная история не ограничивается ее возведением. Основательный ремонт здания произведен в XIII веке, когда были изменены наклоны крыш, а над западным рукавом появилась ротонда-звонница. Фрагменты, обнаруженные В. Григоряном вокруг церкви, позволили ему выдвинуть версию о возведении в то же время нового барабана и купола, ныне не сохранившихся.

Церковь, по сообщению О. Шаххатунянца, была разрушена наводнением 1840 года. Сохранились стены трех рукавов, кроме южного, а также дополнительное помещение в углу между северным и восточным рукавами.

В 1958 году церковь реставрировалась Управлением по охране памятников Армении. Тогда над западным рукавом был восстановлен свод и сделано новое кровельное покрытие, законсервированы другие фрагменты. Ротонда рухнула около 2005 года и пока не восстановлена.

Церковь Артавазик до обрушения ротонды. Фото: wikipedia.org

Церковь Артавазик построена в традиционной технике из камней туфа бежевых и серо-бурых оттенков. Местами в художественных целях применен черный туф. Техника кладки смешанная, сочетающая участки кладок большими или маленькими камнями. Относительно крупные и хорошо отесанные блоки использованы при возведении ответственных конструктивных узлов — внешних и внутренних углов и перекрытий здания, косяков и перекрытий проемов, а также декоративно оформленных элементов — портала, бровки, импостов. Мелкими и грубо отесанными камнями, с широкими швами между ними, заполнены стены, но не все. Например, западная и южная внешние грани западного рукава выложены исключительно из начисто отесанных камней. На камнях видны метки мастеров-каменотесов.

Изнутри церковь была оштукатурена, причем сразу после строительства. В южной стороне восточной стены по тонкой пластичной штукатурке острым циркулем нанесен вписанный в окружность крест.

Крестообразное пространство церкви (примерные размеры 11 х 8 м) формируется примыканием к купольному квадрату стороной около 4 м чуть более узких рукавов: U-образной апсиды и трех прямоугольных, сводчатых.

По осям всех рукавов церкви, видимо, присутствовали окна. Целиком или частично сохранились три из них. Это низко поставленное алтарное окно, поднятое выше северное и самое высокое, устроенное над порталом, западное. Все они значительно расширяются в строну освещаемого ими пространства. Главный вход, украшенный порталом с аркой на пилястрах, располагался по центру западного фасада, остатки второго входа обнаружены в западной стороне торца южного рукава. Особенностью этого портала, имеющего аналогию с порталом зальной церкви Пемзашена, является очень высокое поле тимпана, что достигнуто благодаря поднятию капителей пилястр на уровень перемычки. Пол церкви на 45 см опущен по сравнению с порогом западной входной двери.

Снаружи все рукава выявлены прямоугольными объемами, барабан купола был восьмигранным. Об этом свидетельствуют его угловые камни, обнаруженные, видимо, при расчистках завалов. Внешние стены пастофория (пастофорий — вспомогательное богослужебное помещение по обеим сторонам центральной апсиды) слегка выступают за пределы фасадных плоскостей северного и восточного рукавов. Аналогию этого приема Якобсон видит в церкви Агарака близ Бюракана и купольной церкви Воскепара. Возможно, повторяя ее симметричную композицию, ученый восстанавливает второй пастофорий на плане Бюраканской церкви, что последующими разысканиями В. Григоряна было опровергнуто. Во всяком случае, постановка стен пастофория в пределах ступеней цоколя свидетельствует о реализации в Воскепаре и Бюракане единой по природе архитектурной идеи. Исходной целью выноса стен пастофория являлось желание иметь хотя бы минимальное по размерам пригодное помещение в этом крошечном углу между рукавами.

Фото: wikipedia.org

Храм с самого начала штукатурился, несомненно, для покрытия стен и сводов росписью, которая не обнаружена, за исключением остатков неизвестного времени в тимпане над входом в пастофорий. Пластически оформленных элементов немного.

Датировка постройки VII веком не вызывает сомнений ее исследователей. Основываясь на мнении о пристроенности пастофория в VII веке, В. Григорян предполагает строительство самой церкви простого крестообразного плана в начале того же столетия. Но эта датировка противоречит типу портала, форме окна и бровки. К тому же, угловая комната не была пристроена, а входила в планы создателей церкви. Возведение памятника не ранее середины VII века представляется наиболее вероятным, причем не исключена и датировка концом века. Техника кладки, применение полихромии имеют аналогии в строительстве зальных церквей Ташира того же времени. О создании постройки ближе к концу века свидетельствует планировочная аналогия с Воскепаром, слабый выступ портала (Даштадем, Атени) и его высокие пилястры (зальная церковь Пемзашена), а также особая технология создания больших тромпов, знакомая по церквям Арташавана и Пемзашена.


Источник:

Армен Казарян. «Церковная архитектура стран Закавказья VII века: формирование и развитие традиции» [в 4-х томах]. — Т. 4. — Москва : Локус Станди, 2013.