Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

О трех периодах творчества Льва Атаманова: в день рождения мультипликатора

21 февраля 1905 года в армянской семье родился будущий советский режиссёр мультипликационного кино Лев Константинович Атаманов. За 50-летнюю карьеру в анимации он создал мультфильмы «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Снежная королева», которые входят в «золотой фонд» советской мультипликации. В день 118-летия Льва Атаманова говорим о трёх периодах творчества автора: довоенном (30–40-е годы), послевоенном (40–50-е годы), а также о периоде расцвета авторской анимации (60–70-е годы).

Работы, которые Лев Атаманов создал за 50-летнюю карьеру в анимации, разнообразны, потому что его стиль менялся в зависимости от времени. В 1926 году Лев Атаманов окончил Первую госкиношколу (мастерская Льва Владимировича Кулешова) с дипломом кинорежиссёра. С 1928 года работал помощником режиссёра на кинофабрике «Госвоенкино». В 1931 году стал режиссёром мультипликационного кино.

Льва Атаманова можно назвать одним из первых деятелей мультипликации в Советском Союзе. В 30-е годы приходилось создавать анимацию с нуля. Иногда перенимали приемы зарубежных авторов, что хорошо получалось у Льва Атаманова. Многие работы того времени не сохранились.

Мультфильм «Улица поперёк» — один из дошедших до наших дней. Мульт-агитка пропагандирует безопасное передвижение по дороге, но в то же время — это развлекательный фильм с большой концентрацией трюков. Минималистичная анимация в бело-серых тонах напоминает первые творения Уолта Диснея.

После войны в 50-х годах Лев Атаманов начинает работать в «Союзмультфильме» и создаёт свои самые известные мультфильмы — «Аленький цветочек», «Снежная королева», «Золотая антилопа». Он использует технику «эклер», которая подразумевает съёмку живого актёра на плёнку, после чего изображение переносится на целлулоид. Это позволяло достигать реалистичности и плавности движений, но динамика, привычная для анимации, отсутствовала. Сам Лев Атаманов говорил об этой технике так: «“Эклер” — метод, осуждаемый многими, на мой взгляд, когда его разумно использовали, обогатил мультипликацию, поднял общую культуру движения, придал разнообразие пластики». Благодаря такой необычной технике мультфильмы стали запоминающимися.

Даже известный режиссёр аниме Хаяо Миядзаки признавался, что «Снежная королева» Льва Атаманова повлияла на выбор его будущей профессии.

В середине 50-х годов советская анимация начинает отходить от традиций, появляются эксперименты. Лев Атаманов признавался: «Все вдруг стали безудержно пробовать и экспериментировать. Я не остался в стороне». В период оттепели он создаёт работы, которые трудно назвать детскими мультфильмами, но говорить, что это «мультфильмы строго для взрослых» тоже не получается. Лев Атаманов использует различные графические стили и обращается к злободневным проблемам.

Например, в мультфильме «Букет» рассказывается история мужа, пытающегося избавиться от букета для любовницы. Здесь поднимаются проблемы супружеской неверности и семейных ценностей.

Завершает свою карьеру Лев Атаманов работой над серией мультфильмов «Котёнок по имени Гав», для которой успел сделать 4 выпуска. Здесь он возвращается к более привычной для массового зрителя анимации. Возможно, именно из-за этого «Котёнок по имени Гав» стал более известным, чем экспериментальные работы режиссёра 60-х годов.

Лев Атаманов создал множество мультипликационных фильмов, которые по праву называют шедеврами советской анимации. Многогранность режиссёра поражает. Работа в разнообразных техниках и обращение к различным темам — отличительная черта произведений Льва Атаманова.

Материал подготовила Полина Лохмоткина
Фото на обложке:
7days.ru