Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Злой добряк Авет Аветисян

«Армянский народный артист» — так называли Авета Аветисяна зрители. Имелось в виду не почетное звание, которым он был награжден в 1962 году, а умение показать на экране яркие характеры из народа. Пока великие коллеги артиста — Рачья Нерсесян, Ваграм Папазян, оттачивали своих персонажей, снабжали их налетом европейского холодка и академической суровости, Авет Аветисян вживался в образы простых людей.

Настоящая фамилия артиста — Восканян. Он родился в семье тифлисского ремесленника в 1897 году и стал одним из последних выпускников знаменитой армянской семинарии Нерсесян. Успел повоевать — в 1916 году был призван на Первую Мировую войну, на которой, впрочем, пробыл совсем недолго. Уже в 1917 году он начал играть в гастролирующей труппе Ованеса Абеляна в Баку и Тифлисе. А в 1922 году стал основателем Первого государственного театра Армении, где проработал до самого конца своей жизни, без малого пятьдесят лет.

Авета Аветисяна современники запомнили как очень доброго человека, всегда готового прийти на помощь даже малознакомому просителю. Тем более удивительным было его амплуа: проходимцы, мошенники, интриганы.

Когда готовилась экранизация пьесы, в которой Аветисян играл на сцене театра имени Сундукяна, не было никаких сомнений, кто исполнит роль отрицательного персонажа. Сагател из пьесы Ширванзаде «Из-за чести», сундукяновские купец Замбахов и чиновник Зимзимов, визирь-интриган Багатур из экранизации сказки «Анаит», шекспировский Яго. Образы получались сложными, многоплановыми, а его злодеям не было чуждо ничто человеческое, в том числе и отеческие чувства, как, например, Замбахову, отцу Марагрит из пьесы «Хатабала». Аветисян был артистом старой школы, что означало невероятную дисциплину. Он оттачивал каждый жест, каждую фразу своих персонажей, вместе с режиссером работал над костюмом. За два часа до начала спектакля Аветисян уже сидел в гримерной. Артист знал себе цену. Перед тем как выйти на сцену, где уже минут двадцать шло представление, он негромко объявлял тем, кто стоял за кулисами: «Представление начинается!». Так оно и было на самом деле: во всю свою силу спектакль начинался лишь с его выходом.



Арутин Зимзимов из «Пэпо» Габриэла Сундукяна

Самая знаменитая роль Аветисяна, конечно же, — Зимзимов из пьесы и культового фильма 1938 года «Пэпо». Такая редкость для кинематографа — фильму скоро сто лет, но он по-прежнему любим зрителем.

У рыбака Пэпо есть сестра на выданье. Покойный отец накопил при жизни тысячу рублей как приданое, которую для сохранности отдал под расписку Арутину Зимзимову. Но расписка утеряна, без нее Зимзимов не соглашается отдать деньги, и жених венчается с другой. Пэпо взывает к совести Зимзимова, просит не губить сестру. По пьесе Сундукяна, диалог происходит в гостиной чиновника, куда его молодая жена только что купила огромные дорогие зеркала.

В фильме у Зимзимова появилась некрасивая сестра, которой в пьесе не было. Чиновник никак не может выдать девушку замуж, и пользуется ситуацией, чтобы отдать ее за бывшего жениха Кекел. Аветисян изобразил Зимзимова хитрым, честолюбивым и весьма артистичным человеком. Образ получился столь убедительным, что Аветисяну однажды пришлось убегать от тбилисских мальчишек, которые гнались за ним на вокзале с криками «Бей Зимзимова!».






Сагател из «Из-за чести» Александра Ширванзаде

Андреас Элисбаров, уважаемый в городе человек, миллионер. Но его репутации грозит серьезный удар. Сын его давно умершего партнера публично выступает с обвинениями: ему стало известно, что по закону половина богатств Элисбарова принадлежит ему. Молодой наивный юноша требует справедливости. В него влюблены обе дочери Элисбарова. Юноша передает бумаги младшей из них, Маргарите, чтобы она убедилась, что ее отец мошенник. Миллионер вместе со своим шурином Сагателом крадут ценные бумаги, пока Маргарита спит и сжигают их. Девушка стреляется.

В пьесе Ширванзаде «Из-за чести» роль Аветисяна была второстепенной, но очень важной, а в экранизации 1956 года оказалась просто великолепной. Весь образ Сагатела соткан из молчаливых взглядов, коротких реплик и простоватых, но очень выразительных жестов. В фильме Ай-Артяна получился красивый контраст двух типов армян: одетого, как европеец блистательного Андреаса Элисбарова (Рачья Нерсесян) и его верного помощника Сагатела, который носит традиционный архалук и постоянно перебирает четки. Это был очень правдивый дуэт, взятый из самой жизни. По сюжету оба персонажа выходцы из беднейших слоев, но Элисбаров стал миллионером, а Сагател сколачивает состояние, потихоньку воруя у него.


Купец Замбахов из «Хатабалы» Габриэла Сундукяна

У богатого купца Замбахова некрасивая дочь. Девушка столь непривлекательна, что даже богатое приданное не позволяет ей выйти замуж. Однажды у порога их дома сталкиваются молодой франт Георгий и родственница Замбаховых, красавица Наталья. Георгий наводит справки о девушке, живущей в доме, куда зашла Наталья, и узнает имя Маргрит. Замбахов решает воспользоваться ситуацией.

Эта история стала личной трагедией для артиста. Многие годы играл он хитроумного купца на сцене родного театра имени Сундукяна. Конечно, артист ожидал, что именно его пригласят на роль в новом фильме. Но Замбахова сыграл молодой Сос Саркисян. Аветисяна это очень огорчило. Игру коллеги он раскритиковал. Сам Саркисян говорил, что он хотел показать Замбахова не выходцем из народа, как это делал Авет Аветисян, а холодным, рассудительным и главное — образованным человеком. Впоследствии сам Сос Саркисян признавался, что ему не удалось показать любви своего героя к родной дочери.Злой добряк Авет Аветисян.

Сравним игру Соса Саркисяна в фильме 1971 года и Авета Аветисяна в спектакле “Хатабала”.