Армения морская: это вам не шутки!

Армения морская: это вам не шутки!

В генах каждого настоящего армянина живёт память о море. Да, когда-то Армения была страной от моря до моря, и пусть это был недолгий период, нация связана с морем в веках и навеки. Может, именно поэтому так много судостроителей и морских деятелей армянского происхождения, не говоря уже о кораблях армянских купцов, которые вообще не ведали преград.

История сохранила сведения об армянине, который в VIII веке был адмиралом египетского флота. Антон Сурьян (в Венеции его называли Антон Армянин) в середине XVI века разработал новую систему спуска кораблей на воду, создал устройство для очистки морского дна. В 1571 году в битве при Лепанто Антон так умело расположил установленные на венецианских кораблях орудия, обеспечив точность их огня, что турки были разбиты в пух и прах в морском бою. А вспомните знаменитый турецкий флот — он состоял из армян и греков.

Вице-адмирал российского флота Лазарь Серебряков, вице-адмирал Военно-Морского Флота Валериан Сурабеков, адмиралы Бразилии Нубар-Завен и Завен-Нубар Погосяны, адмирал флота Советского Союза Ованес Исаков — это короткий список великих армян — морских деятелей.

Сейчас у армян осталось Гегамское море, известное многим как высокогорное озеро Севан. На Севанском полуострове можно увидеть надгробие с надписью: «1872-1946. Капитан Севанского судоходства Гаспарян Ерванд Оганесович». Да, в начале ХХ века по озеру курсировали корабли, а с образованием Первой Республики капитана Гаспаряна пригласили в Армению, чтобы создать флот на Севане.

В наши дни на Севане пришвартован парусный корабль «Киликия», точная копия торгового судна времён Киликийского царства (XIII век). К сожалению, корабль нуждается в реконструкции, но именно на нём несколько лет назад команда капитана Карена Балаяна совершила кругосветное путешествие, обойдя вокруг Европы. Как же все начиналось?

С этим вопросом я отправилась к Карену Балаяну. Встреча состоялась в Клубе морских исследований «Айас». Капитан Балаян радушно встречает на пороге. Крепкое рукопожатие, от которого вздрагиваешь и с удивлением смотришь моряку в глаза — а глаза-то у него необыкновенные, лазурные, цвета моря, скрашенного солнечными лучами. Таким глазам веришь и в штиль, и в шторм.

Карен рассказывает о своём детище «Киликии» с большой любовью, ведь корабль — это мечта из детства, которая благодаря долгим исследованиям источников в Матенадаране, библиотеках и тяжёлому труду воплотилась в реальность.

В 1985 году был создан клуб «Айас», который объединил тех, кто глубоко и искренне предан морю, армянской истории, в том числе морской Армении. Ребята просто бредили морской стихией. Как же их вдохновлял пример Тима Северина, который, исследовав источники, позволившие воспроизвести модель судов, существовавших во времена святого Брендана, построил кожаную лодку и предпринял плавание на ней через Северную Атлантику в Америку. Потом на арабском парусном корабле «Сохар» прошел от Маската в Омане до Китая, чтобы понять, откуда пошли сказки о Синдбаде-Мореходе. Но и на этом Тим не остановился — он создал копию древнегреческого судна и прошел по предполагаемому маршруту Ясона и аргонавтов. Армянские мореходы мечтали пройти по морским путям великой «Киликии».

В 1990 году с Северного Кавказа привезли дуб — шириной в один метр и больше. Строительство судна «Киликия» началось в 91-ом. Было трудно, но главное, что все были вместе и верили в успех. С помощью сохранившихся источников в Хранилище древних рукописей, мореплаватели использовали только те детали, которые были в ходу в кораблестроении XIII века. Даже одежда, еда, быт, навигационные приборы у армянских моряков такие же, как у средневековых киликийских купцов. Ведь иначе не прочувствуешь, каково было морякам того времени.

В мае 2002 года постройка судна «Киликия» была завершена. Еще два года испытаний, которые «Киликия» прошла на Севане. В июне 2004 года парусник отправился в первое плавание. Оно проходило в три этапа. Первый этап: июль 2004, Поти (Грузия) — октябрь 2004, Венеция; второй этап: май 2005, Венеция — август 2005, Портсмут (Великобритания; третий этап: май 2006, Портсмут — август 2006, Санкт-Петербург, далее по рекам России вернулись в Чёрное море в сентябре того же года.

Также «Айасовцы» построили две традиционные севанские лодки. Эти быстроходные лодки упоминаются в источниках Х века. В частности, подобную лодку описывают историк и писатель Ованес Драсханакерци (845—850—929) и историк Степанос Орбелян (дата рожд. неизв. — 1304) .

Армянские мореплаватели мечтают пройти по следам потерянных армянских кораблей. И давно уже погружены в кропотливые исследования старых источников… В этом случае важно повторить ситуацию, которая предшествовала затоплению корабля — с какого порта и когда вышло судно, где «засветилось», обязательно по его пути нужно пройти на паруснике при возможно приближённой погоде, чтобы определить скорость, и многое другое. И опыт в этом уже есть. Долгое время Карен Балаян с командой изучал источники, свидетельствующие об армянском торговом судне XVII века «Quedagh Merchant», разграбленном и затопленном пиратом Уильямом Киддом. Они локализовали несколько предполагаемых точек следования корабля — острова Мона, Саона, реки Ля Романа, Хигуэй. Точных сведений нигде не было. В 2007 году, вместе с Павлом Галумяном и Изабелой Агад-Галумян из Швейцарии, у которых была собственная яхта «Anait» и которые тоже интересовались армянским судном, команда Балаяна отправилась на поиски останков корабля. В этот же период профессор университета Индианы Чарльз Беккер объявил, что у берегов Доминиканской республики в Карибском море, около острова Каталина рыбаки обнаружили на глубине 3-4 метров останки корабля XVII века — предположительно, это и есть армянское торговое судно «Quedagh Merchant». Армянская команда обследовала место, а через несколько месяцев университет Индианы организовал раскопки, которые, к слову, ведутся по сей день. Экспедиции и съемки фильма велись с яхты «Anait». Итоги исследований были представлены на конференции в Ереване. Карен отмечает, что Чарльз вел себя как настоящий армянин, борясь за право принадлежности корабля этой нации. И даже опустил капсулу с армянским флагом на место затопления судна. Несколько лет назад Чарльз Беккер получил звание почетного доктора Академии наук Армении, когда привозил в Ереван выставку, посвященную «Quedagh Merchant». А рядом с островом Каталина открыт музей судна, поскольку останки решили не поднимать на сушу.

«Quedagh Merchant» стал международным проектом, задействовавшим несколько стран. Корабль найден у берегов Доминиканской республики, американцы организовывали экспедиции, судно было построено в Индии в Сурате, где проживало много армян, по традиционной индийской технологии, пират Кидд был английским подданным, ну, а само судно принадлежало армянским купцам, правда, имело французский паспорт.

Из последних новостей: 6 сентября 2018 года произошло интересное событие в самом старом городе Норвегии — Тёнсберге: на воду был спущен корабль. И казалось бы, причём тут неуёмные армяне? А при том, что в проекте, о котором сейчас пойдёт речь, немаловажную роль сыграл клуб «Айас».

Корабль этот является копией средневекового корабля викингов, найденного в 60-х годах прошлого века при раскопках у города Клостад, что в 24 км к югу-западу от Тёнсберга. Построили его жители города Тёнсберга, энтузиасты — волонтёры из организации «Oseberg Vikingarv Foundation». Это не первое судно, построенное в этом городе. Ранее, в 2012 году, на воду был спущен другой корабль викингов «Сага Осеберг», являющийся репликой корабля IX века, найденного в 1904 году близ Тёнсберга. Этот хорошо сохранившийся корабль выставлен в музее кораблей викингов в Осло и стал символом города.

На другой корабль — «Сага Фарманн» — возложена очень серьёзная миссия. Изначально на нем предполагалась экспедиция вокруг Скандинавии. Однако учитывая, что этот корабль был торговым судном, организаторы решили замахнуться на экспедицию по средневековым торговым маршрутам вокруг Европы. Немаловажную роль в их решении, по словам организаторов, сыграл пример армянской экспедиции вокруг Европы на паруснике «Киликия». Экспедиция, организованная Клубом морских исследований «Айас» была подробно изучена, и её опыт будет учтён в норвежской экспедиции. Это положило начало сотрудничеству «Oseberg Vikingarv Foundation» с армянским Клубом морских исследований «Айас» в норвежском проекте. Карен Балаян рассказывает: «Организаторы сразу зафиксировали отличие наших подходов к организации похода. В отличие от армянской экспедиции, где основной костяк команды не менялся, норвежская экспедиция предусматривает сменный экипаж. Это делается для того, чтобы дать возможность принять участие в экспедиции возможно большему количеству желающих. Меняться будут и капитаны. Уже известны капитаны, которым предложили принять участие в экспедиции. Это капитаны с опытом хождения на репликах старинных кораблей, как из Норвегии, так и приглашённые из Швеции, Дании, Англии и, конечно же, Армении. Таким образом, экспедиция получила статус международной».

Старт экспедиции планируется из Тёнсберга, откуда судно, обогнув южную оконечность Норвегии — Трегде, у входа в пролив Скагеррак, отправится на север, до Баренцева моря, затем, обогнув Скандинавию с севера, войдёт в Белое море. Далее через Беломоро-Балтийский канал по внутренним водным путям России до Чёрного моря и дальше, обогнув Европу, заглянув в Ирландию и Исландию, обратно в Норвегию, в родной Тёнсберг. Экспедиция рассчитана на 3-4 года.

Интересно отметить, что история контактов Армении и Норвегии имеет глубокие корни. Профессор Бъёрн Бандлиен из колледжа Юго-Восточного университета Норвегии в средневековых исландских дневниках обнаружил информацию о визите армянского царя Ошина в Норвегию и его встрече с королем Хоканом Пятым в 1314 году. То есть первый письменно зафиксированный контакт Армении с Норвегией на высшем уровне произошёл 700 лет назад, во времена существования Армянского царства Киликии!

«Айасовцы» считают, что участие Армении в предстоящей экспедиции очень важно и открывает новые возможности сотрудничества в области сохранения морского исторического наследия, исторического судостроения, экспериментальной истории, хождения на копиях старинных судов не только между Арменией и Норвегией, но и с остальными странами, участниками проекта. Норвежские партнёры отмечают, что Армения вошла в состав стран-участников не с пустыми руками, а привнеся свой богатый опыт восстановления исторических судов и организации экспедиций по историческим торговым путям, став одним из главных консультантов проекта.

По признанию организаторов, основная причина приглашения армянского капитана на один из этапов экспедиции — это наличие опыта прохождения по маршруту планируемого путешествия на судне «Киликия».

Карен также с радостью отмечает, что на смену им идёт достойное молодое поколение, которое пришло отнюдь не с улицы, а активно участвовало в деятельности «Киликии», в том числе и во время ремонта судна. А дел у армянских моряков невпроворот: помимо туристических туров, они занимаются школой дайвинга, исследуют севанское дно, которое очень богато на находки. К слову, по днищу Севана проходит разлом, и оно практически не исследовано. Некоторое время назад Карен вместе с французами участвовал в подводной экспедиции. «Не ожидал, что севанское дно настолько интересно, — говорит он. — А недавно дайвер Ваге обнаружил лодку с кованными гвоздями. Для нас любое найденное судно представляет огромную ценность». Помимо этого, «Айасовцы» борются за сохранение армянских памятников. Это посвящен фильм «Неизвестная Армения».

Напоследок спрашиваю, есть ли у членов клуба талисман и верят ли они в приметы. Карен лукаво улыбается и смотрит на стену — там висит нечто, совершенно непонятное для меня: свайка для работы с тросом. Вот такие кулончики висят на шее у «Айасовцев». А поверья… конечно, Карен верит в поверья, потому что им всегда можно найти объяснения, если чуточку серьёзнее призадуматься. Вот, например, в Средиземном море на кораблях использовались только медные заклёпки — объяснялось это тем, что на дне моря лежит огромный магнит, который вытягивает железные гвозди. А на самом деле всё очень просто — в Средиземном море вода повышенной солёности, она разъедает железо, из-за чего судостроители начали использовать медь.

Пообщавшись с капитаном Кареном Балаяном, я будто бы прошла морской путь старой «Киликии», не говоря уже о том, что увидела море лазурными глазами армянского моряка, вспомнила, как несколько лет назад на «Киликии» вместе с дружной командой «Айасовцев» пересекла Севан. Но армянское море гораздо шире и глубже, и разливается оно далеко за пределы республики.

Фотографии: Клуб «Айаса».

Елена Шуваева-Петросян,
журналист, писатель, литературовед, основатель проекта «Гора»

Армения морская: это вам не шутки!