Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Армянские кинематографисты у истоков советского киноавангарда

Октябрьская революция изменила порядок киноустройства: темы несчастной любви в многочисленных салонных драмах с Иваном Мозжухиным и Верой Холодной потеряли свою актуальность. Монтажные эксперименты и теоретические обоснования Пудовкина, Эйзенштейна, Кулешова, Довженко и Вертова положили начало новой вехе мирового кинематографа. Здесь не менее увлекательной становится история становления киностудий в новообразованных советских республиках. В материале Армянского музея Москвы мы рассмотрим процессы освоения нового вида искусства армянскими кинематографистами. 

К влиянию советской власти на кинематографии республик можно относится по-разному, и тема действительно неоднозначная. Однако нельзя не отметить подъем национального кино (вопрос, какого национального здесь тоже уместен), и развитие республиканских студий. Кирилл Разлогов отмечает: «Приход соцреализма не поколебал основ национальной специфики этих культур, но историко-революционная тематика проявлялась и здесь». Строительство киностудий в союзных республиках должны были «обеспечить политику дружбы народов на новой идеологической основе», но это привело не к подъему, а к кризису кинопроизводства, согласно автору. Тем не менее национальные кинематографии в 1920-е годы наиболее успешно развивались в Украине и Закавказье. Появилась некоторая закономерность репатриации художников, писателей, музыкантов и начинающих кинематографистов в Армению. 

Как констатирует Рубен Ангаладян: «Восточным армянам повезло уже в том, что, находясь в сфере влияния русской культуры, им удалось довольно рано соприкоснуться с кинематографом, войти в состав съемочных групп дореволюционного русского кино». Сначала это была хроника военных действий на Кавказе, последствий геноцида армян, эмиграции в Россию. Уже в 1915 году были сняты игровые фильмы «Под властью курдов» и «Кровавый Восток», а в 1925 году вышел наиболее известный фильм «Намус» Амо Бек-Назарова. 

Даниел Дзнуни 

Дзнуни — организатор кинопроизводства, киновед и один из первых «зачинателей армянской кинематографии», согласно энциклопедии кино.   

Источник: wikipedia.org

Дзнуни начинает путешествие по Армении в 1920 году, когда страна переживала не лучшее время. Он задается целью вывести местное население из многолетнего культурного и интеллектуального застоя. Дзнуни осознает, что для «строительства» армянского кинематографа необходимо использовать новые технологии и формы искусства. 

16 апреля 1923 года выходит официальный указ от правительства советской Армении, позволяющий Дзнуни учредить государственные киностудии. Он получил около 60 рублей, чего, конечно, было недостаточно. Личностные качества и навыки Дзнуни способствовали тому, чтобы разобраться с перспективным устройством кинобизнеса. 

Даниел использует национализированный кинотеатр в Ереване как инструмент, который можно превратить в прибыльное предприятие. Они ремонтируют здание, привозят фильмы. В скором времени удается накопить нужную сумму, чтобы инвестировать в собственное местное производство. Вышел первый фильм «Советская Армения» (Краславский, 1924) — коммерческий успех, в котором демонстрировались достижения страны после первой пятилетней советизации. В тридцатых годах фильм был уничтожен из-за антикоммунистического содержания. Одна из ключевых проблем заключалась в нехватке квалифицированных кадров, Дзнуни понимал, что для создания крупной киноиндустрии нужны работники. В 1925 году он убедил Амо Бек-Назарова переехать в Армению, чтобы ускорить процесс создания национального кинопроизводства.

Амбарцум (Амо) Бек-Назаров 

«Патриарх армянского кино» — неофициальный титул, который справедливо присуждают Бекназаряну. До 20-х годов Амо выступал в качестве актера российского дореволюционного кино. Но на рассвете советского киноавангарда, в 1923 году, дебютировал в качестве режиссера с фильмом «Отцеубийца». Бекназарян играет ключевую роль в поворотных событиях армянского кино. Амо основал национальное кинопроизводство («Арменфильм»), снял первый художественный фильм «Намус» (1925) и первый звуковой «Пэпо» (1935) в армянском кино. 

Источник: wikipedia.org

Режиссер перенимает приемы советских киноавангардистов, но при этом исследует социально-бытовую проблематику армянского народа. Он использует монтажную эстетику, снимает кино вне павильона, воссоздает документальную реальность с помощью художественных средств. Можно отметить особое влияние со стороны Дзиги Вертова, метода съемки «врасплох». Здесь вспомним фильм «Зарэ» (1926) и идею «Востока без прикрас». Далее стоит отметить вариативность жанров: умение снимать такие успешные комедии, как «Шор и Шоршор», фильмы на «революционную тематику» (как отмечает Максим Семенов) приводя в пример «Хас-пуш» и «Дом на вулкане», в том числе документальные ленты и мелодрамы.

Лента Амо Бек-Назаряна «Пэпо». 1870 год


На киностудии «Арменфильм» ленты снимали и на современные темы (агитационные), первой ласточкой стала лента Андреевича Патвакана «Пять в яблочко», повествующая о комсомольце Вардане, которого наставляет на верный путь коммунистическая идеология.  

Двадцатые годы  XX века очень важное время не только формирования нового направления, но и национализации киностудий. Кинематограф тогда уже начал распадаться на массовый и элитарный, но в республиканских киностудиях режиссеры могли найти некоторый баланс. Они снимали динамичные аутентичные картины, и при этом пользовались новаторскими методами. 

Текст подготовила Кристина Инякина 

Источники: 

Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.

Семенов М., Энциклопедия авангардного кино // arzamas.academy

Армянское кино в контексте мирового кинематографа // diplomat.am 

Vigen Galstyan, 1923, The Birth of Armenian Cinema // arbuwebtalks.org 

Литература:

Планета кино : история искусства мирового экрана : [16+] / К. Э. Разлогов. - Москва : Эксмо, 2015. - 407 с.