Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Растения-символы в армянском искусстве: как читать средневековые миниатюры

Орнамент и миниатюра являются одними из наиболее ярких видов искусства, которые могут рассказать о культурных особенностях народа, его истории, образе мышления и мировоззрении. Они играют особую роль в богатой и разнообразной армянской культуре. Каждое изображение по-своему удивительно и уникально, в каждом заложен определенный культурный код, не позволяющий спутать армянское искусство с творениями мастеров других народов. В армянской миниатюре отдельное, невероятно значимое место занимает растительный сюжет. Разумеется, изображение того или иного растения не было случайным – большинство из них обладали культовым значением. О главных символах, используемых в армянском орнаменте, – в нашем материале.

Уже в IX-X веках в армянской миниатюре прослеживаются два основных направления. Первому, обусловленному заказами феодальной знати, характерны парадность и живописность, развитой орнамент, а также обилие золота. Второе же отличается графичностью, лаконизмом, близостью к народному искусству и выразительностью образов. Так, к началу XI века складываются стилистически различные школы армянской миниатюры.

Хизанское Евангелие, 1455. Из коллекции Художественного музея Уолтерса в Балтиморе

Стоит отметить, что каждый элемент в орнаменте и миниатюре помимо декоративной функции выполняет также и гносеологическую, позволяя через призму данного вида прикладного искусства узнать больше о картине мира народа, особенностях его быта, традициях. Будучи одним богатейших наследий материальной культуры, орнамент также раскрывает и фольклорные особенности этических взглядов народа, его философию и религию. «Орнамент философичнее других ветвей искусства, ибо он изображает не отдельные вещи, и не частные их соотношения, а облекает наглядностью некие мировые формулы бытия», – говорил богослов и поэт Павел Флоренский.

Природе всегда уделялось особое внимание, поэтому в искусстве самых разных народов встречаются образы зверей, птиц, деревьев и цветов. Армения с ее горами, разнообразием флоры и фауны не стала исключением. Так, растительный орнамент в искусстве миниатюры стал основным.

Гранат

Гранат всегда выделялся не только в армянском изобразительном искусстве, но и в культуре вообще. Этот мотив – наиболее распространенный в архитектуре, живописи, книжной графике, керамике, обработке металла, резьбе по дереву, вышивке. Все потому, что Армения расположена в регионе, где в древности происходило введение граната в культуру.

Гранат. Коллаж: Шушаник Погосян

Итак, мотив граната имеет несколько трактовок:
– горечь кожуры символизирует Ветхий Завет, а сладость зерен
– Новый Завет и церковь;
– горькая кожура, под которой таятся сладкие семена, – горькие притчи пророков, несущие сладость Благой Вести;
– горечь угроз, пленений и бед, которыми кормили язычников, противопоставляется сладкому плоду перенесенных испытаний;
– полная горечи и испытаний жизнь праведников несет сладость плода бессмертия, обретаемого после.

Гранатовые деревья в армянских миниатюрах. Коллаж: Шушаник Погосян

Виноград

С принятием христианства виноград стал символом новой веры: лоза символизирует учение, а вино – кровь Христа, пролитую ради спасения человечества. Подобная трактовка характерна не только для Армении, но и для всего христианского мира. И связана она с изречением Иисуса Христа:

«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь.
Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода».

(Евангелие от Иоанна, 15:1)

Виноград в армянских миниатюрах. Коллаж: Шушаник Погосян

Финик

Финиковая пальма также нередко встречается в армянских миниатюрах, несмотря на то что финики на Армянском нагорье не произрастали. Объяснение – снова в Евангелии: дерево фигурирует в сюжете «Вход Господень в Иерусалим».

Финиковая пальма в армянских миниатюрах. Коллаж: Шушаник Погосян

Древо жизни

Древо жизни актуализирует мифологические представления о жизни, противопоставляется дереву смерти, гибели и зла, но нередко выполняет и обе функции. Идея рождения жизни как некого начала воплощается в ряде вариантов мотива перворожденного древа.

Древо жизни на страницах Евангелия. Коллаж: Шушаник Погосян

Почитание Священного Древа народами Армянского нагорья уходит корнями еще в языческие времена: например, в эпоху Урарту функцию такого дерева нередко выполнял гранат. Его изображения встречались и позднее – находили памятники до III века нашей эры. Однако с принятием христианства в IV столетии мотив граната практически перестал появляться.

Древо жизни в армянских миниатюрах. Коллаж: Шушаник Погосян

Тюльпан

Культивирование тюльпанов зародилось в Армении и Иране. Уже в XI веке этот цветок стал одним из символов мира, спокойствия, естественного обновления и одновременно мистического духовного переживания.

На полях средневековых манускриптов нередко встречаются различные рисунки, орнаменты и надписи, часто не соответствующие общей концепции книги. Они называются маргиналами. Так, некоторые рукописи содержат маргинальные миниатюры в виде тюльпана, гвоздики или розы.

Тюльпаны в армянских миниатюрах. Коллаж: Шушаник Погосян

Роза

Культивирование роз на территории Армянского нагорья начали по меньшей мере во II тысячелетии до нашей эры – во время раскопок обнаружили, что еще в то время использовали розовое масло. Легенды о розах пришли в основном с Востока – цветы упоминаются в древнеиндийской мифологии. Например, желтая роза символизировала измену.

Розы в армянских миниатюрах. Коллаж: Шушаник Погосян

Гвоздика

С ярко-пунцовым окрасом гвоздики связано множество легенд Древней Армении – «цветок огня» ассоциировался с пролитой кровью героя. Впрочем, подобное сравнение встречается также у греков и французов.

Гвоздики в армянских миниатюрах. Коллаж: Шушаник Погосян

Источник: Погосян Ш. Растительный сюжет в армянской миниатюре и орнаменте, 2019

В оформлении обложки использована миниатюра Якоба Пелиграци с изображением Адама и Евы, 1678. Из коллекции Художественного музея Уолтерса в Балтиморе