Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Галя Новенц — самая известная актриса армянского кино

Галя Новенц. Наверняка именно это имя вам вспомнится в первую очередь, если в беседе с кем-то зайдёт речь об актрисах армянского кино. Переданные ею на экране женские образы — глубокие, яркие и эмоциональные. Героиням Новенц зритель неизменно сопереживает и проникается к ним симпатией.

Галя Новенц в образе Сирануш из фильма «Танго нашего детства». Фото: avproduction.am

На театральной сцене и в кино Галя Новенц сыграла больше пятидесяти ролей. Восхищённые игрой Новенц часто сравнивали её с итальянской актрисой Анной Маньяни, удостоенной премии «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме «Татуированная роза» (1955). Для Гали Новенц же главной работой в кино, которая ей принесла международное признание, стала роль Сирануш в фильме режиссёра Альберта Мкртчяна «Танго нашего детства» (1985).

Альберт Мкртчян признавался, что был очень доволен выбором актрисы на роль стойкой и сильной Сирануш, пытающейся вернуть в семью своего мужа Рубена (после войны он ушёл к спасшей ему жизнь женщине). «…это удивительно, когда актриса и образ находят друг друга и сливаются воедино. Какие они разные — Сирануш из фильма и актриса, создавшая этот образ. Галя в жизни — молчаливая, скромная, тихая. Её героиня Сирануш — сгусток энергии и эмоций. У неё душа нараспашку: и горе, и радость делит с людьми, каждому готова помочь — соседям, знакомым, всему городу, на всё пойдёт ради детей, ради мужа, который бросил её, ушёл к другой», — рассказывал режиссёр о Гале Новенц и её героине Сирануш, в которой отразились богатая палитра чувств, страдания и воплощённые в детях стремления.

Игра Гали Новенц в фильме «Танго нашего детства» была отмечена главным призом за лучшую женскую роль на 18-м Всесоюзном кинофестивале в Минске, который проходил в 1985 году. В том же году за роль Сирануш она удостоилась особого упоминания жюри на Международном кинофестивале в Венеции.

«Галя Новенц действительно была феноменальным явлением в национальной кинематографии. Пусть это не покажется переоценкой или преувеличением, но Галя Новенц была величайшей актрисой национального кино всех времён. Верная своей творческой теме, своим художественно-эстетическим принципам. Её главенствующей темой была тема защиты прав страдающей женщины — уважение к страданиям и боли женщины. Она принесла на экран страдание, принесла молчаливую боль, выражение молчаливых переживаний, отказавшись от крикливых тонов и внешних эффектных решений», — говорил театровед Левон Мутафян.

Долгая дорога в кино началась для Гали Новенц в 1965 году с небольшой роли курдиянки Нази в фильме Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я!», в котором главные роли друзей-учёных исполнили Ролан Быков и Армен Джигарханян. Впереди у неё были новые и интересные работы в таких картинах, как «Терпкий виноград», «Наапет», «Пощёчина» («Кусочек неба»), «Песнь прошедших дней», «Гикор», «Белые грёзы», «Яблоневый сад», «Тоска». Сос Саркисян, другой замечательный армянский актёр, посвятив один из очерков в книге своих воспоминаний «Мы и наши» Гале Новенц, писал: «Я не знаю, какую из её ролей больше люблю и ценю, поскольку все сыгранные (прожитые) ею роли — маленькие и большие, в театре или в кино, для меня — явление, открытие…».

Журналист, литературный редактор Рипсиме Галстян